Выбор метода обучения

Многообразие методов обучения ставит преподавателя в ситуацию выбора. Какой метод и в каком сочетании с другими методами или приемами целесообразно использовать в конкретной ситуации обучения? От чего это зависит?

Выбирая тот или иной метод обучения, преподаватель должен каждый раз учитывать множество факторов, перечислим некоторые из них:

· цель и планируемые результаты обучения,

· принципы обучения;

· наличие или отсутствие у студентов мотивации к учению;

· содержание изучаемого материала, его объем и степень сложности;

· уровень развития студентов и их подготовленность к восприятию нового;

· степень работоспособности и обучаемости студентов;

· сформированность общеучебных умений и навыков;

· временные рамки процесса обучения;

· методы, использованные на предыдущих уроках;

· конкретные материально-технические условия обучения;

· тип планируемого занятия;

· доминирующий стиль организации деятельности преподавателя;

· уровень профессионального мастерства и подготовленности преподавателя.

Как выбрать метод, учитывая такое многообразие факторов? Чтобы реализовать эту процедуру более или менее успешно, необходимо построить многомерную таблицу, на одной оси перечислить все известные методы обучения, на другой — факторы, влияющие на их выбор.

Можно использовать и приведенные ниже логические цепочки, позволяющие с определенной степенью точности определить соответствие того или иного метода (приема) реальной учебной ситуации.

Предположим, что цель обучения — усвоить новый учебный материал на уровне осмысленного воспроизведения. В этом случае целесообразными будут объяснительно-иллюстративное изложение, образно-ассоциативное изложение, методы иллюстративный и демонстративный. (У большинства студентов преобладает визуальное восприятие, этим и объясняется предпочтение образно-ассоциативного изложения, иллюстраций и демонстраций.)

!!Но у обучающихся нет мотивации к учению. Эту проблему решает использование методов проблемного обучения, особенно, если объем материала небольшой и времени достаточно. Однако уровень развития студентов делает проблематичным использование методов проблемного обучения для достижения поставленных целей. Значит, от них целесообразнее отказаться.

!! Степень работоспособности и обучаемости студентов — средняя, следовательно, лучше использовать объяснительно-иллюстративное изложение.

!! Сформированность общеучебных умений и навыков хорошая, особенно хорошо студенты умеют работать с книгой, следовательно, чтение информативного текста полезно использовать как прием.

Временные рамки — одно занятие, что недостаточно для изучения большого по объему материала, следовательно, целесообразней использовать объяснительно-иллюстративное или образно-ассоциативное изложение и т.д. Рассуждая таким образом, преподаватель, неизбежно взвесив все за и против, выберет оптимальный метод.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: