Требование к компетентности

- Знать различные подходы к определению метода обучения, приема обучения;

- знать факторы, влияющие на выбор методов обучения.

- уметь анализировать влияние конкретных методов обучения на мотивы и познавательную активность учащихся;

- уметь выделять и анализировать приемы обучения.

- знать классификацию методов обучения.

 

Вопросы и задания для подготовки:

Подготовьте сообщение на тему: Формы организации обучения в разные периоды развития педагогики (исторический аспект развития форм организации обучения).

1. Закончите предложение: Обучение – это …

2. Что следует понимать под методом, приёмом обучения?

3. Какая глубинная дидактическая идея содержится в высказывании Э. Севруса: «Большинству из нас больше запоминается не то, чему нас учат, а то, как нас учат».

4. Какие подходы к классификации методов обучения вам известны? Остановитесь подробнее на одной из классификаций методов обучения.

5. Что представляет собой контроль знаний учащихся, какие его виды существуют?

6. Какие функции выполняет контроль знаний, умений и навыков учащихся?

7. Что такое проверка знаний и умений? Назовите её цели.

8. Что следует понимать под формой организации обучения?

9. Дайте характеристику классно-урочной форме организации обучения. Какие недостатки (основные) она имеет.

10. Вставьте пропущенные слова: Урок – это основной элемент …системы, основная форма …. педагогического процесса. Он чётко ограничен …, …участников, ….

11. Какие типы уроков Вам известны? Расскажите о них.

12. Раскройте сущность понятий “оценка” и “отметка”. Расскажите о современной системе оценивания в нашей стране.

13. Что следует понимать под средствами обучения.

14. Назовите факторы, от которых зависит выбор методов обучения?

15. Порассуждайте на тему: Компьютеризация обучения: мода или необходимость?

16. ** Тест (предлагает преподаватель).

 

 

Литература

1. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс / І.П. Подласый: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

2. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов пед.специальн. вузов /Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 208 с.

3. Ситаров, В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

4. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

5. Ситаров, В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

6. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

7. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

 

С/ занятие № 7. Тема: СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ

Основные понятия: воспитание, самовоспитание, структура воспитания, закономерности и принципы воспитания.

 

Вопросы и задания для подготовки

1. В чём сущность воспитания как педагогического процесса?

2. Как соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»?

3. Назовите особенности и движущие силы процесса воспитания.

4. Установите соответствие между названием принципа воспитания и обучения и его содержанием:

 

Принцип культуро-сообразности Выявление в ребенке положительных качеств и черт характера; создание положительного воспитательного фона.
Принцип опоры на положительное в воспитаннике Воспитание должно осуществляться в согласовании с общими законами развития природы и человека.
Принцип природо-сообразности Уважение личности ребенка, его прав и свобод; предъявление воспитаннику посильных требований.
Личностный подход Признание личности в качестве субъекта образовательного процесса, своего развития; развитие самостоятельности и инициативы воспитанников
Принцип гуманизации воспитания Ориентация воспитания на развитие личности путём присвоения ею культуры и духовных ценностей

 

5. Укажите буквы с правильным ответом. К принципам процесса воспитания относятся:

- а) зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества;

- б) воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей национальной культуры, исторически сложившихся в конкретном социуме;

- в) согласование воспитания с общими законами развития природы и человека;

- г) выявление в ребенке положительных качеств и черт характера; создание положительного воспитательного фона;

- д) эффективность воспитания зависит от качества педагогического взаимодействия его субъектов.

6. Выпишите из приведённых положений закономерности (отдельно) и принципы воспитания:

- гуманистическая направленность воспитания;

- воспитание личности происходит в общении и деятельности;

- сочетание уважения и требовательности к личности;

- опора на положительное в человеке;

- активность личности в педагогическом взаимодействии;

- зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания.

7. В чем сущность процесса самовоспитания личности?

8. Раскройте взаимосвязь и взаимообусловленность процессов воспитания и самовоспитания. Ответ подкрепите примерами из личного опыта.

9. ** Тест (предлагает преподаватель).

 

Литература

 

1. Педагогика. / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластёнина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2017. – С. 45-52.

2. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс / І.П. Подласый: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 2: Общие основы. Процесс воспитания. – 256 с.

3. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л. В. Байбародова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

4. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов пед.специальн. вузов /Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 208 с.

 

С/ занятие № 8-9. Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

 

Основные понятия: гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения, мораль, нравственность, гуманность, эстетическая культура и др.

Вопросы и задания для подготовки:

1. Что следует понимать под нравственностью? нравственным воспитанием? нравственной культурой личности?

2. Расскажите об основных путях нравственного воспитания школьников.

3. Назовите основные критерии сформированности нравственной культуры личности.

4. В чем сущность эстетического воспитания личности? какова его цель?

5. Расскажите о методах и средствах эстетического воспитания школьников.

6. Расскажите о цели и содержании гражданского воспитания школьников.

7. В чем сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, общения?

8. Расскажите об условиях воспитания гражданской культуры и патриотизма.

9. ** Тест (предлагает преподаватель).

 

Литература

1. Педагогика. / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластёнина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2017. – С. 45-52.

2. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и …/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России. 2003. – 576 с.

3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.

4. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов пед.специальн. вузов /Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 208 с.

 

 

С/ занятие № 10. Тема: ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ, КОЛЛЕКТИВЕ И СОЦИУМЕ

 

Основные понятия: личность, коллектив, гармония, конформизм, нонконформизм, закон развития коллектива.

 

Вопросы и задания для подготовки:

1. Дайте определение понятия «семья». Какие типы семей Вы знаете?

2. Охарактеризуйте основные функции семьи.

3. Раскройте суть понятия «семейное воспитание». Назовите факторы, влияющие на семейное воспитание.

4. Раскройте сущность понятия «коллектив», его признаки и функции.

5. Назовите известные Вам модели взаимоотношений между личностью и коллективом.

6. Какие стадии становления коллектива выделяют в педагогической теории и практике? Перечислите уровни сформированности коллектива

7. Расскажите о вкладе А.С. Макаренко в теорию коллективного воспитания.

8. Порассуждайте…на предмет сформированности в вашей группе коллектива (тест от преподавателя).

9. ** Тест (предлагает преподаватель).

 

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

2. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и …/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России. – 576 с.

3. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М. И. Рожков, Л. В. Байбародова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

4. Сивашинская, Е. Ф. Лекции по педагогике: интегративный курс. В двух частях. Ч. 2. /Е. Ф. Сивашинская. Минск: Жаскон, 2008. – 192 с.

5. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебник для пед. ВНУ. /И. Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – 511 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: