Требования к компетентности

- Знать понятие «методология науки» и его конкретизацию в области педагогики;

- Знать основные методологические подходы, используемые учеными для разработки научно-практических проблем образования (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, аксиологический, культурологический, антропологический, этнопедагогический);

- Уметь объяснить существенные особенности основных методологических подходов, а также использовать их при изучении педагогической действительности;

- Уметь применять методы педагогических исследований при анализе реальной действительности с педагогических позиций.

 

Вопросы и задания для подготовки:

  1. В чём сущность методологии педагогики?
  2. Назовите уровни методологии, известные наукознанию.
  3. Какой их методологических подходов предусматривает:

а) ориентацию при организации и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат, главный критерий его эффективности;

б) развитие человека, становление его как творческой личности путём овладения ею культуры как системы ценностей;

в) деятельность как важнейший фактор развития личности;

г) системное использование и учёт данных всех человековедческих наук при организации и осуществлении педагогического процесса?

  1. Что понимают под педагогическим исследованием? Какие Вы знаете виды педагогических исследований?
  2. Дополните предложение: методы педагогического исследования – это …
  3. Укажите буквы с правильным ответом.Педагогическое наблюдениеэто:

А. сознательный и целеустремлённый поиск путей совершенствования педагогического процесса с использованием определённого научного аппарата, научных методов.

Б. целенаправленное, планомерное, систематическое, непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов.

В. научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Г. Изучение какой-либо стороны педагогического процесса в специально создаваемых и контролируемых условиях.

7. Найдите соответствие между правой и левой стороной таблицы:

 

Методы эмпирического познания педагогических процессов (явлений) включают наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, изучение результатов образовательной деятельности и документации
моделирование, математические методы
проектирование, прогнозирование
контроль и оценка учебных достижений учащихся, ведение документации, отчет о выполнении учебной программы

8. В чём сущность педагогического эксперимента? Назовите виды педагогического эксперимента в зависимости от условий его проведения.

9. Назовите этапы, которые имеет каждый педагогический экперимент?

10. Раскройте смысл педагогической диагностики. Какие функции она выполняет?

11. Задания-тесты (по предложению преподавателя).

 

Литература

 

1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

2. Основы педагогики: Учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; под общ. Ред. А. И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

3. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие. / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСист., 2002. – 544 с.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

5. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс / І. П. Подласый: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов пед.специальн. вузов / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 208 с.

7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2017. – С. 58-79.

8. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник для пед. ВУЗов / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – 511 с.

 


 

ЗАНЯТИЕ 3

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Основные понятия: педагогическая профессия, профессиональная компетентность, профессиограмма учителя.

 

Вопросы и задания дляподготовки:

Подготовьте сообщение на тему: “Почему я выбрала (л) педагогическую профессию?”

  1. Выпишите из разных литературных источников высказывания, афоризмы, цитаты и другие ценные мысли о педагогической профессии, учителе.
  2. Назвите особенности педагогической профессии?
  3. Закончите предложение: Основное содержание педагогической профессии …..
  4. Закончите высказывание: “Под педагогической деятельностью следует понимать ….
  5. Назовите структурные компоненты педагогической деятельности?
  6. Закончите высказывание: Основными видами педагогической деятельности являются: …
  7. Вставьте пропущенные слова, чтобы предложение было правильным:

- Под профессиональной компетентностью учителя понимают единство …и ….готовности к осуществлению педагогической ….

  1. Установите соответствие между педагогическими способностями и их характеристиками:

 

А Гностические способности   Способности адаптировать учебный материал с целью успешного понимания его учениками
Б Проектировочные способности   Способности организовывать свою деятельность и деятельность учащихся
В Конструктивные способности   Способности к творчеству
Г Организаторские способности   Способности к проявлению эмоцинальной устойчивости, самообладание
Д Перцептивные способности   Способности изучать, исследовать педаго-гические объекты, явления, процессы
Е Коммуникативные способности   Способности к планированию пед.деятельности в соответствии с её целями и задачами
Ж Креативные способности   Способности определять и формулировать цели и задачи педагогической деятельности
З Дидактические способности   Способности к профессиональному само-развитию и самосовершенствованию
И Способности к саморегуляции   Способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей
К Академические способности   Способности к наблюдению, осмыслению воспринимаемых явлений

Литература

1. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А. Реан / СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леотьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: «Академия», 2000. – 208 с.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. Учеб. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Академия», 1999. – 512 с.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов пед.специальн. вузов / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 208 с.

7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник для пед. ВУЗов / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – 511 с.

 

С/зан. №№ 4. Тема: ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Основные понятия: система образования, функции образования как социокультурного феномена, современные образовательные модели, принципы государственной политики РБ в сфере образования.

 

Вопросы и задания для подготовки:

1. Что следует понимать под системой образования страны?

2. Каковы основные функции образования в обществе?

3. Назовите основные образовательные модели, которые соответствуют каждой из основных функций образования. Раскройте их сущность.

4. Какие личностные способности следует относить к универсальным?

5. Выпишите из Кодекса РБ “Об образовании” принципы государственной политики в сфере образования.

6. Какую структуру имеет система образования РБ?

7. Назовите типы образования в РБ и формы его получения.

8. Познакомьтесь с основными направлениями госудаственной политики в сфере образования РБ.

 

Литература

1. Кодекс Республики Беларусь Об образовании. – Мн. 2011.

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи. 2015 г.

3. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 349 с.

4. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

5. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов пед.специальн. вузов / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 208 с.

6. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник для пед. ВУЗов / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – 511 с.

 

С/занятие № 5. Тема: ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ как целостная система

 

Основные понятия: обучение, структура обучения, функции обучения, движущие силы обучения, законамерности и принципы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: