- Знать понятие «методология науки» и его конкретизацию в области педагогики;
- Знать основные методологические подходы, используемые учеными для разработки научно-практических проблем образования (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, аксиологический, культурологический, антропологический, этнопедагогический);
- Уметь объяснить существенные особенности основных методологических подходов, а также использовать их при изучении педагогической действительности;
- Уметь применять методы педагогических исследований при анализе реальной действительности с педагогических позиций.
Вопросы и задания для подготовки:
- В чём сущность методологии педагогики?
- Назовите уровни методологии, известные наукознанию.
- Какой их методологических подходов предусматривает:
а) ориентацию при организации и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат, главный критерий его эффективности;
б) развитие человека, становление его как творческой личности путём овладения ею культуры как системы ценностей;
|
|
в) деятельность как важнейший фактор развития личности;
г) системное использование и учёт данных всех человековедческих наук при организации и осуществлении педагогического процесса?
- Что понимают под педагогическим исследованием? Какие Вы знаете виды педагогических исследований?
- Дополните предложение: методы педагогического исследования – это …
- Укажите буквы с правильным ответом.Педагогическое наблюдение – это:
А. сознательный и целеустремлённый поиск путей совершенствования педагогического процесса с использованием определённого научного аппарата, научных методов.
Б. целенаправленное, планомерное, систематическое, непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов.
В. научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Г. Изучение какой-либо стороны педагогического процесса в специально создаваемых и контролируемых условиях.
7. Найдите соответствие между правой и левой стороной таблицы:
Методы эмпирического познания педагогических процессов (явлений) включают | наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, изучение результатов образовательной деятельности и документации |
моделирование, математические методы | |
проектирование, прогнозирование | |
контроль и оценка учебных достижений учащихся, ведение документации, отчет о выполнении учебной программы |
8. В чём сущность педагогического эксперимента? Назовите виды педагогического эксперимента в зависимости от условий его проведения.
|
|
9. Назовите этапы, которые имеет каждый педагогический экперимент?
10. Раскройте смысл педагогической диагностики. Какие функции она выполняет?
11. Задания-тесты (по предложению преподавателя).
Литература
1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
2. Основы педагогики: Учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; под общ. Ред. А. И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.
3. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие. / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСист., 2002. – 544 с.
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
5. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс / І. П. Подласый: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов пед.специальн. вузов / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 208 с.
7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2017. – С. 58-79.
8. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник для пед. ВУЗов / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – 511 с.
ЗАНЯТИЕ 3
ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Основные понятия: педагогическая профессия, профессиональная компетентность, профессиограмма учителя.
Вопросы и задания дляподготовки:
Подготовьте сообщение на тему: “Почему я выбрала (л) педагогическую профессию?”
- Выпишите из разных литературных источников высказывания, афоризмы, цитаты и другие ценные мысли о педагогической профессии, учителе.
- Назвите особенности педагогической профессии?
- Закончите предложение: Основное содержание педагогической профессии …..
- Закончите высказывание: “Под педагогической деятельностью следует понимать ….
- Назовите структурные компоненты педагогической деятельности?
- Закончите высказывание: Основными видами педагогической деятельности являются: …
- Вставьте пропущенные слова, чтобы предложение было правильным:
- Под профессиональной компетентностью учителя понимают единство …и ….готовности к осуществлению педагогической ….
- Установите соответствие между педагогическими способностями и их характеристиками:
А | Гностические способности | Способности адаптировать учебный материал с целью успешного понимания его учениками | |
Б | Проектировочные способности | Способности организовывать свою деятельность и деятельность учащихся | |
В | Конструктивные способности | Способности к творчеству | |
Г | Организаторские способности | Способности к проявлению эмоцинальной устойчивости, самообладание | |
Д | Перцептивные способности | Способности изучать, исследовать педаго-гические объекты, явления, процессы | |
Е | Коммуникативные способности | Способности к планированию пед.деятельности в соответствии с её целями и задачами | |
Ж | Креативные способности | Способности определять и формулировать цели и задачи педагогической деятельности | |
З | Дидактические способности | Способности к профессиональному само-развитию и самосовершенствованию | |
И | Способности к саморегуляции | Способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей | |
К | Академические способности | Способности к наблюдению, осмыслению воспринимаемых явлений |
Литература
1. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А. Реан / СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леотьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: «Академия», 2000. – 208 с.
|
|
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. Учеб. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Академия», 1999. – 512 с.
4. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.
6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов пед.специальн. вузов / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 208 с.
7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник для пед. ВУЗов / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – 511 с.
С/зан. №№ 4. Тема: ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основные понятия: система образования, функции образования как социокультурного феномена, современные образовательные модели, принципы государственной политики РБ в сфере образования.
Вопросы и задания для подготовки:
1. Что следует понимать под системой образования страны?
2. Каковы основные функции образования в обществе?
3. Назовите основные образовательные модели, которые соответствуют каждой из основных функций образования. Раскройте их сущность.
4. Какие личностные способности следует относить к универсальным?
5. Выпишите из Кодекса РБ “Об образовании” принципы государственной политики в сфере образования.
6. Какую структуру имеет система образования РБ?
7. Назовите типы образования в РБ и формы его получения.
8. Познакомьтесь с основными направлениями госудаственной политики в сфере образования РБ.
Литература
1. Кодекс Республики Беларусь Об образовании. – Мн. 2011.
2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи. 2015 г.
3. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 349 с.
|
|
4. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.
5. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов пед.специальн. вузов / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 208 с.
6. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник для пед. ВУЗов / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – 511 с.
С/занятие № 5. Тема: ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ как целостная система
Основные понятия: обучение, структура обучения, функции обучения, движущие силы обучения, законамерности и принципы обучения.