- Знать объект, предмет и базовые категории дидактики как раздела педагогики и научной дисциплины;
- уметь характеризовать основные дидактические концепции;
- знать сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру;
- знать характеристику закономерностей и принципов обучения;
- уметь выделять и раскрывать функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую;
- знать и понимать особенности учебно-познавательной деятельности учащихся.
Вопросы и задания для подготовки:
1. Кто ввел в научный педагогический оборот термин “дидактика”?
2. Кто впервые осуществил научную разработку дидактики?
3. Приведите определения понятия «обучение».
4. Завершите предложение: Обучение как целенаправленное педагогическое взаимодействие предполагает взаимосвязь двух процессов: … и ….
5. Назовите особенности процесса обучения.
6. Что выступает движущими силами процесса обучения.
7. Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения? а) коррекционная; б) образовательная; в) диагностическая;
|
|
г) воспитательная; д) развивающая; е) оздоровительная.
8. Назовите основные закономерности процесса обучения.
9. Раскройте сущность ведущих принципов обучения.
10. О значении какого дидактического принципа идёт речь: «Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понять рассудком» - Я.А. Коменский.
11. Установите соответствие между дидактическим понятием (левый столбик) и его сущностной характеристикой:
1. Процесс обучения | а) система знаний о природе, обществе, чаловеке, а также соответствующих умений и навыков, овладение которыми способствует гармоническому развитию личности ученика. |
2. Принципы дидактики | б) способы организации учебного процесса, который осуществляется в определённом порядке, с конкретным количеством учеников. |
3. Содержание образования | в) овладение учениками под руководством учителя знаниями, умениями и навыками, развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, воспитанности. |
4. Формы организации обучения | г) упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, которая направлена на решение задач образования, воспитания и развития личности. |
5. Методы обучения | д) исходные положения, которые определяют деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьников. |
12. Порассуждайте над вопросами: что труднее: а) хорошо учить или хорошо учиться?; б) когда, почему и что важнее: знать или уметь узнавать?
13. Проанализируйте структуру своей учебной деятельности по педагогике и определите её ведущие мотивы:
|
|
а) я учу основательно, потому что………………………………
б) я учу с удовольствием, потому что…………………………..
в) я учу кое-как, потому что………………………………………..
г) я не учу, потому что…………………………………………….
Литература
1. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс / І.П. Подласый: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
2. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов пед.специальн. вузов /Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 208 с.
3. Ситаров, В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.
4. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.
5. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
С/ занятие № 6. Тема: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Основные понятия: метод обучения, приём обучения, средство обучения, классификация методов обучения.