ЗАНЯТИЕ 1
ТЕМА: ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Цели изучения: сформировать понятие о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке; познакомиться с понятийным аппаратом педагогики как целостной системой.
Основные понятия: педагогика, категория педагогики, объект педагогики, предмет педагогики, связи педагогики с другими науками, отрасли педагогической науки.
Требования к компетентности:
- Знать различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства;
- знать объект и предмет педагогики, уметь их формулировать;
- знать предпосылки возникновения педагогической теории и уметь обосновывать ее роль в развитии общества;
- знать основные категории педагогики;
- знать отрасли педагогической науки и уметь объяснить объективную необходимость ее дифференциации и др.
Вопросы и задания для рассмотрения:
Подготовьте, используя приведенную ниже литературу, реферативное выступление на тему: “Становление и развитие педагогики как науки ”
|
|
(готовят 1-2 студента от группы).
1. Выберите правильный ответ (из предложенных) на вопрос: Что определило возникновение педагогики как науки?:
а) объективная потребность общества в подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду;
б) забота родителей о благополучии и счастье детей;
в) биологический закон сохранения и продолжения рода;
г) прогресс науки и техники.
2. Педагогика как наука и учебный предмет. Почему педагогика трактуется не только как наука, но и искусство?
3. Выделите букву с правильным ответом: Педагогика как наука впервые была выделена из системы философских знаний в:
а) период античности; б) во второй половине XIX в.,
в) в XVII в., г) в XVIII в.
4. Объект, предмет, функции, задачи педагогической науки.
5. Установите соответствие между определением понятия и соответствующим термином:
Процесс включения растущего человека в общество путем усвоения личностью социального опыта, исторически накопленной культуры | А. Воспитание |
Специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение знаний и умений, развитие познавательных и других способностей. | Б.Социали-зация |
Целенаправленный процесс взаимодействия педагогов с обучающимися по формированию и развитию у них отношений, качеств и черт в специально организованных условиях – в школе, внешкольных организациях. | В.Обучение |
Количественные и качественные изменения в интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах человека, происходящие под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. | Г. Формиро-вание |
Развитие и становление личности под воздействие различных факторов – воспитания, наследственности, деятельности, среды, общения … | Д.Развитие |
|
|
6. Какие категории, используемые в педагогике, ещё не названы в таблице? Дайте им определение.
7. Почему образование рассматривается в качестве общечеловеческой ценности? Каковы его функции в этом смысле? (использ. лит. ист. № 3, с.59).
8. Расскажите о связи педагогики с другими науками.
9. Какую структуру имеет современная педагогическая наука?
Литература
1. Бордовская, Н. В. Педагогика. учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб: Питер, 2001.
2. Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; Под общ. Ред. А. И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003.
3. Педагогика. / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластёнина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2017. – С. 45-52.
4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. /И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.
5. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2017. – С. 58-79.
6. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009.
7. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Мн.: Універсітэцкае, 2000. – С. 10-30.
8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
ЗАНЯТИЕ 2
ТЕМА: МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цели изучения: сформировать понятие о методологии как «знании о знании», о специфике и уровнях методологического знания, умение оперировать методами научного исследования в педагогике.
Основные понятия: методология, методология педагогики, метод исследования, педагогическое исследование, педагогический эксперимент.