1. Начальная форма глагола + вопросы (сов.в.\несов.в) – это глагол, т.к. обозначает процесс
2. Категория вида:
Ø «ГЛАГОЛ» – это форма сов.в.\несов.в., т.к. имеет/не имеет в своем развитии внутренний предел
Ø видовая пара + способ образования / глагол одновидовой / двувидовой
Ø способ глагольного действия
3. а) переходный / непереходный
б) возвратный (СЯ, СЬ)
в) если возвратный, то определить значение
4. Основы глагола: если сов.в., то основа инф. и буд.вр., если несов.в., то основа инф. и наст.вр. + соотношение основ + <схема>
Класс глагола: продуктивный \ непродуктивный
Спряжение: тип спряжения (I, II, разноспрягаемый, нетематического спряжения) + гласные темы (И\А (2), Е\У (1))
Парадигма: полная, неполная, изобилующая
5. В предложении глагол употребляется в форме «…» (отметить показатели формы).
Описание данной словоформы:
а) наклонение словоформы и ее значение в контексте
б) форма лица и числа, значение формы лица
в) форма времени (есть только у изъявительного наклонения)
г) род (только с суф. Л)
|
|
6. В предложении словоформа «…» является … (синтаксическая функция в предложении)
Вопрос 17. Словообразование глаголов в СРЯ.
Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.
Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить – отклеить), а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться).
Суффиксальныйспособ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных, а также от местоимений, числительных и междометий.
v Суффикс -НИЧА- (-ИЧА; -А-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо »: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть.
v Суффикс -ОВА- (-ЕВА-) и его производные -СТВОВА-, -ИРОВА-,
-ИЗИРОВА- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть.
v От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -И- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть.
|
|
v От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -Е-, имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс -НУ-: слеп-ну-ть, креп-ну-ть.
v От междометий образуются глаголы суффиксом -А- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом -КА- от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть), а также суффиксом -НУ- (ах-ну-ть, цок-ну-ть).
Суффиксально-префиксальныйспособ образования глаголов менее продуктивен. Разновидностью этого способа является использование суффикса -ЫВА- (-ИВА-) и аффикса -СЯ в сочетании с приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о префиксально-постсуффиксальном способе).