МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ КУРС
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Часть
Москва
2002
УДК-373.167.1.94(47) Рекомендовано Ученым ББК - Советом МГАПИ
В качестве
Учебно-методического пособия
Научный редактор:
Гришин А.В., доктор исторических наук, профессор
Рецензенты:
Попова Т.Г., кандидат исторических наук, профессор
Панина Н.В., кандидат исторических наук, доцент
Бодрова Е.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ КУРС «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ».-М.:МГАПИ,2002-182 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов технических вузов. Соответствует образовательным стандартам, основным разделам курса «Отечественная история». Включает в себя методические рекомендации по подготовке контрольных работ, рефератов.
|
|
В конце каждой главы предлагается необходимый минимум источников по теме.
МГАПИ,2002
Бодрова Е.В.,2002
Гуманитарное образование студентов технических вузов предполагает серьезную, кропотливую работу студентов по изучению отечественной истории. Прошлое - предтеча, часть будущего, в которое прошлое перетекает через настоящее, принося с собой большую часть совершенных ошибок и крупицы истины. Каким бы отдаленным оно не было, прошлое всегда современно и актуально, подтверждая расхожее выражение: мертвый хватает живого. Именно поэтому знание былого объясняет настоящее и способно предсказать будущее.
Нынешний крах еще совсем недавно привычных общественно-политических и экономических истин и схем, развал налаженных связей бытия поставил перед каждым гражданином Отечества традиционные российские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». Сложность их разрешения определяется тем, что переход к рынку означает не только социальное расслоение общества, но и неизбежное формирование самостоятельных интересов у различных групп населения, а, следовательно, многопартийность и рынок идей, идеологий, политических программ, прогнозирующих будущее. Какое же будущее выбрать конкретному гражданину России, разобравшись в этом лабиринте слов? Да и как разобраться? Методом своих проб и ошибок? Или проб и ошибок предков?
Второе, очевидно, предпочтительно.
Учебный курс «Отечественная история» дает возможность студентам изучить историю на основе аналитического, проблемно-хронологического принципа построения материала.
В течение учебного года по курсу истории будут читаться лекции, проводиться семинарские занятия, консультации по написанию рефератов, по подготовке к сдаче зачетов и экзаменов, индивидуальные консультации. Необходимо будет написать несколько контрольных работ, пройти тестирование по данной учебной дисциплине, сдать зачет, экзамен.
|
|
Лекциям отводится особое место среди разнообразных форм учебной работы. В них излагаются наиболее сложные, носящие концептуальный характер вопросы. Лекция дает возможность увидеть многовариантность развития исторического процесса, множественность, в том числе нетрадиционность взглядов на прошлые дни, годы и столетия. Оценки не только состоявшихся, но и возможных путей развития страны учитывают новейшую литературу, наиболее интересные материалы, труды как отечественных, так и зарубежных историков. В этом смысле лекция - результат творчества весьма многолюдного коллектива: от киевопечерского монаха Нестора до американского историка Ричарда Пайпса, которого еще совсем недавно величали «антисоветчиком».
В то же время, преподаватель, читающий лекцию, осознает свою ответственность перед студентом за интерпретацию более чем 1000-летней истории страны и, не претендуя на категоричность выводов, абсолютное постижение истины, предлагает систему доказательств и аргументов, перспективу собственного видения, прочтения и понимания отечественной истории, рассматривая свою лекцию как попытку объяснения нашего «вчера», а если удастся, то и «завтра» из «сегодня».
Наконец, отечественная история рассматривается на фоне и в контексте основных тенденций общемирового развития.
На лекции полезно не только усваивать материал, внимательно слушая лектора, но и делать записи. Отобрать наиболее значимый материал для записи поможет план лекции, предложенный преподавателем, акцентирование им наиболее значимого материала, понимание обязательных составляющих лекции, обозначенных выше.
Семинарское занятие призвано приблизить историю к студенту, помочь ему осознать себя ее действующим лицом. Семинар предоставляет студенту право и возможность делать собственные выводы, утверждать свою точку зрения, свое отношение к историческим событиям и деятелям. Естественно, что эта точка зрения должна базироваться на доказательствах, построенных на знании предмета.
В ходе подготовки к семинарским занятиям студентам рекомендуется:
изучить работы из рекомендуемой учебной литературы и научных трудов;
продумать ответы по вопросам темы;
быть готовым к дискуссии по спорным вопросам темы, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, наиболее приемлема для него.
Основу всякого самостоятельного изучения литературы составляют записи, которые могут иметь следующий характер:
составление простого или сложного плана;
дословные выписки мыслей авторов, исторических фактов;
составление аннотаций, то есть краткой обобщающей характеристики изучаемой книги, брошюры, статьи;
написание конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные значимыми фактами, событиями, цифрами.
Наиболее сложным, приближающимся к научному исследованию видом самостоятельной работы студента, является написание реферата (научного доклада).
Основными требованиями к реферату являются следующие: глубокие знания по выбранной теме, изучение современной литературы, предложение собственного прочтения данной темы, проведение системы доказательств и аргументов в пользу предлагаемой авторской концепции, формулировка выводов завершающих реферат.
Требования к оформлению реферата (научного доклада):
самостоятельное и аргументированное изложение содержания материала по избранной теме;
|
|
обязательные ссылки в тексте на приведенные цитаты, факты, цифры, взятые из изученной литературы;
наличие плана реферата;
библиографический список использованной литературы;
объем не менее 15-20 машинописных листов.
Методические рекомендации по написанию контрольных работ по отдельным темам содержатся в конце каждого раздела данного пособия.
Каждому семинару, как правило, предшествует лекция по теме. Поэтому подготовку к семинарскому занятию следует начинать с изучения конспекта лекции. Далее ознакомиться с соответствующими разделами учебного пособия «История России» и учебно-методического пособия, подготовленными коллективом кафедры. Новейшая литература представлена в планах семинарских занятий.
В курсе «Отечественная история» студентам предлагается для теоретического изучения 12 тем. По итогам изучения курса студенты должны написать 2 контрольные работы, реферат, пройти тестирование. Успешную сдачу зачета и экзамена обеспечивает только системный характер работы студента, регулярное выполнение всех учебных заданий.
Перед Вами 1-я часть методического пособия по курсу “Отечественная история” с древнейших времен до настоящего времени. В течение первого семестра Вам предстоит работа по освоению учебной программы по данному курсу и одноименного учебного пособия, подготовленного коллективом кафедры истории МГАПИ. Для этого необходимо овладеть необходимым минимумом теоретических знаний, написать контрольные работы, пройти тестирование по данной учебной дисциплине. В конце I семестра Вам предстоит сдать зачет.
Для успешного освоения курса и сдачи по данной учебной дисциплине экзамена необходимо изучение определенного минимума литературы. С этой целью в Вашем распоряжении учебное пособие «История России с древних времен до наших дней(1Х-ХХ вв.)», подготовленное коллективом кафедры, а также дополнительная литература. Вам также рекомендуются наиболее интересные научные статьи и публикации периодической печати (журналы “Отечественная история”, “Вопросы истории”, “Кентавр”, “Родина” и др.), отдельные разделы, главы и параграфы некоторых монографий и учебников по истории России и всемирной истории. В данном методическом пособии Вы найдете указания на то, какие материалы могут быть использованы при теоретическом освоении курса, подготовке контрольных работ.
|
|
Программа курса составлена в соответствии с проблемно-хронологическим подходом к изложению материала. Вам предстоит изучить в первом семестре 6 проблемно-хронологических тем и, соответственно, девять глав учебного пособия. Для закрепления изученного теоретического материала обращайте внимание на вопросы для самопроверки, которые предлагаются в конце каждой темы, а также на то, какие знания и умения Вы должны приобрести в процессе работы.
Бесспорно, самым важным в подготовке является системный характер. Только в том случае, если Вы будете регулярно и в срок выполнять учебные задания, Вы можете получить зачет и экзамен. При подготовке контрольных работ необходимо:
n составление простого или сложного плана;
n дословные выписки мыслей авторов, исторических фактов;
n самостоятельное изложение основных положений прочитанной главы, учебника, статьи и т.д.;
n обдумывание аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по Вашему мнению, является наиболее приемлемой;
n написание контрольной работы, в которой дается собственное прочтение данной темы, приведение системы доказательств и аргументов в пользу предлагаемой авторской концепции, подтверждение цитатами тех или иных авторов, наиболее важными цифрами и фактами, формулировка выводов и обобщений.
Тема 1