Теоретическое изучение

 

При изучении данной темы обратите внимание на следующие вопросы:

1.1 Сущность и функции исторического сознания.

1.2. Основные принципы изучения истории.

1.3. Сущность различных исторических концепций.

1.4. Основные виды исторических источников.

1.5. Основные направления исторической науки ХХ века.

 

Самостоятельное осмысление темы должно помочь Вам приобрести соответствующие знания и умения:

а) знать содержание и основные этапы формирования исторических знаний, превращения их в науку;

б) иметь представления о функциях исторической науки как составной части научной мысли и духовной культуры общества;

в) знать основные компоненты исторических источников, владеть необходимыми навыками их научного анализа;

г) знать основные факторы самобытности Российской истории.

 

История - не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. Это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти разнообразны, они касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Функции исторического сознания: познавательная, интеллектуально- развивающая; практически политическая (В.О. Ключевский: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу - над природой страны, в которой ему суждено жить и над собственной природой, над своими духовными силами...»); мировоззренческая, воспитательная. Превращение исторических знаний в науку осуществлялось в течение длительного времени - с древнейших времен по новейшее время. В России первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории относятся к 18 веку. Крупнейшими российскими историками Х1Х столетия стали Н.М. Карамзин (1766 - 1826), С.М. Соловьев (1820 - 1879), В.О. Ключевский (1841- 1911), Н.И. Костомаров (1817 - 1885). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н. Грановский (1813 - 1855).

Приступая к изучению истории, важно понять, какие факторы, общие для всех или ведущих стран, определяют хронологически последовательные этапы в общественном развитии.

Со времени развития исторической науки учеными - историками разработано множество вариантов периодизации истории. Наибольшее распространение сегодня получили два варианта - формационный и цивилизационный.

Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в её основу способ производства или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история предстает как последовательная смена общественно - экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

В отличие от Маркса западные ученые ХХ века рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов», круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории - англичанин Тойнби. Выделенные им 13 основных цивилизаций, развиваясь независимо друг от друга, проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями. Определенная часть отечественных историков также придерживается этой точки зрения.

 

Так, Л. И. Семенникова в учебном пособии «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (ООО «Курсив». Брянск -1996) выделяет три основных типа цивилизации:

1. Народы без идеи развития, вне исторического времени;

2. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, не связанных друг с другом, опирающихся на сильную централизованную власть. Процесс развития в таком обществе идет циклами, замедленно.

3. Европейский (прогрессивный). В его основе - идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи достоинства и недостатки. Согласны ли Вы с тем, что в первом решена проблема гармонии человека и природы? Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность? Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революциям, острой социально-классовой борьбе? Аргументируйте свою позицию.

В предлагаемом Вам учебном курсе «Отечественная история» принята следующая периодизация:

Древнейшие цивилизации;

Средневековье;

Новое время;

Новейшее время

 

Вопросы для самопроверки после изучения темы.

1. Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите её ведущие школы и крупнейших представителей.

3.Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется Вам наиболее обоснованным?

 

ТЕМА 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: