double arrow

Повесть временных лет


 

“Повесть временных лет” - древний летописный свод, составленный Нестором в Киево- Печерском монастыре в 1113 году. Свод был два раза переработан и дополнен: в 1116 г. Сильверстром по приказанию Владимира Мономаха и неизвестным автором в 1118 г. по приказанию Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха.

 

«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел, на каком месте… Когда волохи напали на славян на дунайских.., то славяне эти пришли и сели на Висле…

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает Двину и носит название Полота. Так же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота называлась «славянская».»

(Повесть временных лет. Ч.I.- М.-Л., 1950.- С. 207.)

« Все они (славянские территориально-племенные объединения, сост.) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай … А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало … если кто умирал, то устраивали по ним тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, складывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие закон».

(Повесть временных лет., С.211.)

 

«В год 6367 ( 859,- сост.). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери. И с всех кривичей, а хазары брали с полян и с северян, и с вятичей, - брали по серебряной монете и по белке от дыма. …

« В год 6370 ( 862,- сост.). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал родна род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: « Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.» И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы,- сост.), а иные норманы и англы, а еще готландцы, - так вот и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: « Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.» И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах –находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полотске – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

(Повесть временных лет...- С. 213-214.)

«В год 6453 (945,-сост.). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда (киевского воеводы,- сост.) изоделись оружием и одеждою, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью да и ты добудешь и мы». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: « Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом:

« Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его , то всех нас погубит.» И послали к нему, говоря: « Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

(Повесть временных лет.., С. 236-237.)


Сейчас читают про: