Указ о создании правительствующего Сената

"Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: …

Менее чем через три недели (2 марта 1711), отправляясь в Прутский поход, Петр 1 определил круг вопросов, подлежащих особому вниманию сенаторов:

"Указ, что по отбытии нашем делать.

1. Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует.

Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные отставить.

Денег как возможно сбирать, понеже деньги суть ар' териею

войны.

4. Дворян собрать молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячу человек людей боярских грамотных для того ж.

5. Вексели исправить и держать в одном месте.

6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать.

7. О соли стараться отдать на откуп и попещися прибыли у оной.

8. Торг китайской, сделав компанию добрую отдать.

9. Персидский торг умножить, и армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большого их приезда. Учинить фискалов (контролеров, ревизоров, — сост.) во всяких делах, а как быть им, пришлете» известие".

Дополнение к Указу от 2 марта было направлено в Сенат 5 марта:

«1. Всем, в Сенате пребывающим, места иметь по списку, кто после кого написан в определительном указе.

2. Голоса иметь равные, и у всяких указов подписывать всем своими руками. И что хотя один не подпишет и засвидетельствует неправо тому быть приговору, то и прочие не действенны суть. Однакож, надлежит тому, кто оспорит, ту протестацию дать за своею рукою на письме.

 

(Цит. по: Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра 1. Т. 1. -М., 1945.- С. 197-201,204.)

Из Указа Петра I об образовании Российской Академии наук

 

...Учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги... К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется университет; второй академия или социетет (общество, собрание, — сост.) художеств и наук...

При заведении простой академии наук обои намерения не исполнятся, ибо хотя чрез оную художества и науки в своем состоянии производятся и распространяются, однакожь-де оные не скоро в народе расплодятся, а при заведении университета, меньше того, ибо когда рассудить, что еще прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которых бы младые люди началам обучиться и потом выше градусы (степени, — сост.) наук восприять и угодными учинить себя могли, то невозможно, дабы при таком состоянии университет некоторую пользу учинить мог.

И тако потребнее всего, чтоб здесь такое собрание заведено было, ежели бы из самолутчих ученых людей состояло, которые довольны (способны, — сост.) суть: 1) науки производить и совершить, однакож де тако, чтоб, 2) молодых людей публично обучали и чтоб они, 3) некоторых людей при себе обучали, которые бы младых людей первым фундаментам всех наук паки обучать могли.

И таким бы образом одно здание с малыми убытками тое же бы с великою пользойчинило, что в других государствах три разные собрания чинят (академия, университет и гимназия,— сост.)...

 

(Цит по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга IX. Т. 17— 1 18. -М. 1983.- С. 483.)

Н. Бердяев о Петре I

 

Реформа Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями… Влияние Запада первоначально ударило по народу и укрепило привилегированное барство… Нигде, кажется, не было такой пропасти между верхним и нижним слоем, как в петровской России. И ни одна страна не жила одновременно в столь разных столетиях.

(Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма.

М., 1990 – С. 7,10,11,14.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: