Национально-государственное устройство Российской Федерации

После распада Советского Союза угрозу единству России представлял разрушительный процесс суверенизации автономных республик, областей и округов. Не смотря на заявление Конституционного суда РФ о незаконном решении представительных округов национально-автономных субъектов РФ о признании автономий суверенными республиками, (Татарстан, Башкортостан, Якутия, Тува) центробежные тенденции внутри Российской Федерации не ослабли.

Основная причина кризиса национально-государственного устройства РФ заключалась в стремлении национальных политических лидеров, представлявших интересы определенных кругов, обладая суверенитетом союзных республик, получить максимально широкие полномочия во всех областях жизни автономий.

В такой напряженной обстановке разработка и заключение нового Федеративного договора становились главным условием сохранения целостности Российского государства.

Подписанный 31 марта 1992г. в Москве новый Федеративный договор с большинством субъектов РФ, был утвержден 9 апреля VI Съездом народных депутатов Российской Федерации.

Оценивая результаты этого важного государственного акта, следует отметить сложность, напряженность, а иногда и непримиримость отношений между федеральным центром и региональными субъектами РФ. Не исключено, что сложившаяся атмосфера повлияла на разработку основных положений договора, не отличающегося детальной проработкой, глубоким анализом и твердостью политической воли.

В результате не была создана прочная законодательная база и необходимые условия для укрепления единства России. Не были разграничены властные полномочия и функции федеральных и местных органов власти, не выработаны конкретные механизмы взаимоотношений между субъектами РФ. Главным недостатком договора явилось фактическое превращение России в конституционно-договорную федерацию. Следствием этого положения могло стать произвольное трактование республиками своего статуса и создание собственных нормативно- правовых актов, противоречащих федеральному законодательству.

Таким образом, образом противоречия между федеральным центром и республиками не были ликвидированы. Процесс децентрализации не остановлен. Вскоре после Съезда народных депутатов, все республики РФ заявили о своем суверенитете, о верховенстве своих законов над законами федеральными, а в некоторых случаях о приоритете своих конституций над Конституцией РФ (Чечня, Саха, Башкортостан, Татарстан).

Непродуманная реакция федерального руководства на произвол регионов способствовала проявлению сепаратистских тенденций, нарушению федерального законодательства и обострению межнациональных отношений. Так, республикам Татарстан, Башкортостан, Саха предоставлялись различные льготы, переводились денежные трансферы из федерального бюджета. Другим примером являлось образование Уральской республики и попытка создания Сибирской республики. Решение центральных властей подписать отдельные соглашения с областями или краями о разграничении прав и полномочий только дестабилизировали обстановку и обостряли кризисные явления.

Резко обострившиеся межнациональные отношения в республиках Северного Кавказа и районах Краснодарского края, крайне осложнив внутриполитическую ситуацию в стране, инициировали негативный резонанс во внешней политике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: