Реформы государственно-политической системы. Конституция Российской Федерации 1993г

По окончании драматических событий в сентябре-октябре 1993г. начался процесс по упразднению местных и центральных органов советской власти. В ноябре 1993г. развернулась борьба за места в палатах Федерального Собрания: верхней (Совет Федерации) и нижней (Государственная Дума). Активно включились в избирательную кампанию следующие политические организации: «Демократический выбор России» (лидер Е.Т.Гайдар), Партия Российского единства и согласия (лидер С.М.Шахрай), Демократическая партия России (лидер Н.И.Травкин), блок «Яблоко, «Женщины России (лидер Е.Ф.Лахова), «Новая региональная политика» (лидер В.С.Медведев), популистская Либерально-демократическая партия В.В.Жириновского, оппозиционные - Аграрная партия России (лидер М.И.Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г.А.Зюганов).

Не смотря на то, что эксперты- политологи предсказывали убедительную победу блока «Демократический выбор России», победу на выборах 12 декабря 1993г. одержала Либерально-демократическая партия России во главе с В.В.Жириновским. Она набрала 24% голосов, блок «Демократический выбор России» - 15,4% голосов, на третьем месте оказалась Коммунистическая партия России (КПРФ) – 13% голосов. Однако, определяющего влияния на изменение общей политической ситуации, такая расстановка сил в Думе оказать не могла, поскольку по новой Конституции компетенция парламента была весьма ограниченна.

Референдум по проекту Конституции, который был подготовлен командой Б.Н.Ельцина, состоялся одновременно с выборами 12 декабря 1993 г. и завершился её одобрением. (Прочитайте и проанализируйте текст Конституции в Документе № 1). В ней содержаться важные положения об основах государственного устройства, правах и свободах граждан РФ, о местном самоуправлении, о разделении функций власти. Но, другой стороны, в Конституции изначально заложено неравенство субъектов РФ в отношениях с федеральным центром. Асимметричная федерация (у республик прав больше, чем у других субъектов) в будущем могла стать причиной серьезных межнациональных конфликтов

Закрепленная также в Конституции форма политического устройства, как считает значительная часть политологов и юристов, требует изменения. Так, Российская Федерация является смешанной парламентско-президентской республикой с однозначно доминирующим положением института президентства. Крайне сложная процедура отрешения президента от власти делает её практически невыполнимой, что противоречит заявленному демократическому характеру Конституции.

Тем не менее, новая российская Конституция явилась решающим фактором стабилизации внутриполитической жизни страны.

В 1995г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу, на которых большинство голосов получили КПРФ - 22%, ЛДПР – 10,9% и новый проправительственный блок «Наш дом - Россия» во главе с премьер-министров В.С.Черномырдиным. Итоги выборов во многом были предопределены кризисной ситуацией в социально-экономической сфере. По данным социологических опросов 33% граждан поддерживали новый политический и экономический режим; 30% выступали за восстановление советской власти; 37% выражали полное безразличие к происходящим процессам.

На 16 июня 1996 г. были назначены выборы Президента Российской Федерации. Во втором туре Б.Н.Ельцина поддержали 53,8% голосующих, а Г.А.Зюганова – 40,3 %. Итоги выборов до сих пор являются предметом политических дискуссий.

19 декабря 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Победу на них одержала КПРФ - 24,3% голосов. Важнейшим политическим событием выборов явился большой успех избирательного объединения «Единство» - 23,3 % голосов (лидеры С.К.Шойгу и А.А.Карелин). Безусловно, определяющую роль в столь стремительной победе молодого, ранее не известного объединения, сыграла открытая поддержка премьер-министра В.В.Путина. В свою очередь, такая демонстрация означала стремление усилить влияние правительства в парламенте. Новым явлением, при таком соотношении голосов фракций КПРФ и «Единства», была необходимость консолидации вышеназванных фракций или компромисс с другими парламентскими объединениями для защиты своих интересов.

Неожиданный оборот приняли события в канун нового 2000 года. 31 декабря 1999г. Президент Б.Н.Ельцин подписал два документа: 1) Федеральный закон «О выборах Президента Российской федерации» и 2) Указ Президента РФ № 1761 о прекращении с 12 часов 31 декабря 1999г. исполнения полномочий Президента РФ и об их временном возложении на Председателя Правительства РФ. 5 января 2000г. было принято специальное постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О назначении досрочных выборов Президента Российской Федерации», согласно которому выборы должны были состояться 26 марта 2000г. В результате состоявшихся 26 марта 2000г. выборов Президентом РФ был избран В.В.Путин (52,94% голосов). Основной оппонент В.В.Путина - лидер КПРФ Г.А.Зюганов занял второе место (29,21% голосов).

С первых шагов стало очевидным намерение нового президента укрепить федеральную власть, как в центре, так и в регионах. Для достижения поставленной цели был разработан ряд приоритетных направлений деятельности:

- образование крупных административно-территориальных единиц во главе с полномочными представителями Президента РФ;

- юридическое оформление надзора и контроля за деятельностью глав субъектов РФ;

- корректировка конституций и законов субъектов РФ адекватно Конституции РФ;

- четкая конкретизация деятельности и полномочий органов местного самоуправления.

Реализация этих установок началась уже в мае 2000 г.:

1) Федеральная реформа, начавшаяся 12 мая 2000г., санкционировала образование новых административно-территориальных структур – Центрального, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного, во главу которых назначался Полномочный представитель Президента РФ.

2) Государственная Дума (31 мая 2000г.) и Совет Федерации (5июня 2000г.) приняли ряд законопроектов об укреплении центральной власти. Одним из основных был закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон предусматривал участие двух представителей в Совете Федерации от каждого субъекта Федерации. Отказ от включения в него руководителей субъектов РФ был призван ограничить всевластие президентов, губернаторов и т.п. на местах.

3) 22 ноября 2000г. начал работать Государственный Совет при Президенте РФ, в который вошли наиболее известные региональные лидеры. Целью создания такого института было привлечение руководителей регионов к участию в обсуждении важнейших государственных проблем.

4) С ноября 2000г. начался процесс по приведению законодательно-правовых норм субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

5) Принятый в августе 2000г., закон «О местном самоуправлении» имел большое значение для разграничения полномочий законодательной и исполнительной власти на местах.

6) С весны 2000г. началась разработка и постепенная реализация судебной реформы в стране. Эта важная инициатива президента позволит усовершенствовать процесс судопроизводства и привести его в соответствие с современными судебно-правовыми нормами.

Анализируя вышеперечисленные и другие внутриполитические мероприятия можно сделать вывод о создании в стране серьезных предпосылок и институтов для укрепления федеральной власти и повышению ответственности руководителей субъектов РФ за соблюдение федеральных законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: