Педагогика и психология, их методы, место и роль в физической культуре и спорте

Педагогика как наука об обучении, воспитании и образовании человека определяет закономерности подготовки людей к жизни в обществе, к профессиональному выполнению тех или иных функ­ций, Она подразделяется на общую педагогику, дидактику (теорию формирования знаний, умений и навыков), теорию воспитания (часто называемую социальной педагогикой), теорию образования (усвоение основ знаний, которыми обладает человечество). В ее состав входят такие специальные педагогические дисциплины, как дошкольная педагогика, педагогика начального, среднего и выс­шего общего и профессионального образования, педагогика са­мообразования. Среди специальных педагогических дисциплин необ­ходимо отметить:

-теорию и методику физической культуры и спорта;

-теорию и методику обучения физической культуре;

-спортивную педагогику;

-педагогику физической культуры и спорта;

-психолого-педагогическую антропологию;

-педагогическое физкультурно-спортивное совершенствова­ние.

Место и роль педагогики в физической культуре и спорте обус­ловлены тем, что физкультурно-спортивная деятельность, осно­ву которой составляют физические упражнения, является специ­ально организуемой деятельностью, опирающейся на использо­вание особых знаний и умений. Физическим упражнениям надо учиться по специальной методике. У человека необходимо воспи­тать сознательное отношение к оценке и развитию своей телесно­сти, надо обеспечить процесс его специального физкультурного образования, которое может быть профессиональным, рассчитан­ным на подготовку специалистов физической культуры и спорта, и непрофессиональным, необходимым для всех и каждого,

Приобретенные знания и умения следует закреплять, превра­тить в привычку занятия физическими упражнениями, используя регулярное и систематическое их выполнение, Этим занимается физическое воспитание. Спортивная педагогика ведёт подготовку человека к занятиям спортом, формирует навыки спортивной тренировки, включает определенные приемы, методы и технологии, которые соответ­ствуют компетенции данной педагогики. Существуют определенные закономерности педагогического процесса, действующие в физкультурно-спортивном образовании, Важнейшими из них являются законы соответствия педагогиче­ских воздействий возрастным и психическим особенностям лю­дей, национальным особенностям, специальным условиям их жизнедеятельности. Они обусловливают главные принципы педа­гогики, среди которых необходимо выделить; 1) постепенность педагогического процесса и 2) обучение от простого к слож­ному.

Основной проблемой научного исследования педагогики яв­ляется совершенствование обучения, поиск, апробация и вне­дрение в практику новых форм, способов, приемов обучения и воспитания с учетом специфики педагогических воздействий на личность занимающегося. Суть этой специфики состоит в актив­ном участии педагога в непосредственном процессе исследова­ния, часто субъективного.

 

Педагогическое наблюдение состоит в том, что педагог воз­действует на экспериментальную группу (словом, показом), от­крыто наблюдает за результатами своего воздействия, В педагоги­ческом исследовании особенно остро стоит вопрос о чистоте эксперимента, об объективности наблюдения. К педагогиче­ским экспериментам следует отнести:

поисковые, направленные на изучение новых упражнений;

формирующие, нацеленные на определение нагрузок, частоты и длительности упражнений как условия формирования нужных качеств и умений;

проверочные (демонстрационные) с использованием сравнитель­ного метода, направленные на выявление эффективности нов­шеств.

В педагогическом исследовании применяется линейное (панель­ное) сравнение, когда результаты одной и той же эксперимен­тальной группы сравниваются через разные интервалы времени; параллельное сравнение, когда сопоставляются результаты двух параллельно действующих групп. Измерение показателей носит относительный характер (шкалирование). Сравнение результатов идет либо по сходству, либо по различию признаков. Из других методов в педагогике чаще всего используется опрос, в физкультурно-спортивном образовании — демонстрация умений.

Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека, психике, той стороне жизнедея­тельности, посредством которой осуществляется отражение внеш­ней средин происходит регулирование жизненных процессов, уп­равление поведением. Она изучает психические свойства, под ко­торыми понимаются деятельностные, поведенческие проявления психики, психические состояния, характеризующие психическую активность человека, психические процессии

Психология делится на общую и специальную. Общая психоло­гия, в свою очередь, делится на индивидуальную и социальную. Индивидуальная психология изучает психические про­цессы., свойства и состояния, присущие отдельному человеку. Социальная психология изучает те психические явления, ко­торые выступают следствием совместной жизнедеятельности лю­дей, их взаимодействия.

Специальная психология изучает проблемы психики, происте­кающие из возрастных особенностей развития человека, его по­ловой принадлежности, из особенностей конкретных видов чело­веческой деятельности. Она насчитывает свыше сорока отрасле­вых психологических наук. К их числу относятся психология фи­зического воспитания и спорта, психология профессиональной деятельности педагога и др.

Значение психологии в науках о физической культуре и спорте заключается в том, что занятия в этой сфере жизнедеятельности человека оказывают в большинстве случаев положительное воз­действие на психику занимающихся, ведь успехи в физкультур­ной и спортивной деятельности в значительной степени зависят от состояния их психики.

Психология исследует особенности протекания психических процессов в ходе физкультурно-спортивной деятельности, их воз­действие на психику в целях обеспечения успеха. Важной пробле­мой в изучении психологии в физической культуре и спорте явля­ется психическая реабилитация, включающая уменьшение, све­дение к минимуму отрицательных воздействий на психику спорт­сменов и восстановление их психического состояния.

Психология в физической культуре и спорте использует все общенаучные методы, приближая их к особенностям конкретных исследований, включая теоретический анализ и синтез, наблюде­ние и эксперимент и т.д. Измерение показателей психических со­стояний спортсменов осуществляется в диагностических и про­гностических целях с использованием номинальных, порядковых и интервальных шкал, психологического опроса.

Психологические методы в исследованиях физкультурно-спортивной деятельности обусловлены личностным характером и определяются субъективными факторами: интересами оценками и самооценками, выбором, внутренними побуждениями, целя­ми, жизненными планами, а также с двигательными действия­ми, определенным дискомфортом, необходимостью преодоления внешних и внутренних препятствии.

В физической культуре и спорте выделяют: методы исследова­ния личности, направленные на выявление способности к спортив­ной деятельности: психологические методы, направленные на выявление волевых качеств, организованности, целеустремлен­ности, ответственности, надежности; методы оценки уровня спо­собности личности переносить большие психические нагрузки, связанные с состязаниями; методы мобилизационного потенциа­ла спортсмена для достижения поставленной цели.

Важную роль в исследовании командных видов спорта играют методы социальной психологии: определения сплоченности ко­манды взаимоотношений между микрогруппами, оценки лидер­ства, спортивной и игровой организованности. Основными при этом являются методы социометрии, самооценок спортсменов, их взаимооценок, экспертных оценок.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: