Педагогика как наука об обучении, воспитании и образовании человека определяет закономерности подготовки людей к жизни в обществе, к профессиональному выполнению тех или иных функций, Она подразделяется на общую педагогику, дидактику (теорию формирования знаний, умений и навыков), теорию воспитания (часто называемую социальной педагогикой), теорию образования (усвоение основ знаний, которыми обладает человечество). В ее состав входят такие специальные педагогические дисциплины, как дошкольная педагогика, педагогика начального, среднего и высшего общего и профессионального образования, педагогика самообразования. Среди специальных педагогических дисциплин необходимо отметить:
-теорию и методику физической культуры и спорта;
-теорию и методику обучения физической культуре;
-спортивную педагогику;
-педагогику физической культуры и спорта;
-психолого-педагогическую антропологию;
-педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование.
Место и роль педагогики в физической культуре и спорте обусловлены тем, что физкультурно-спортивная деятельность, основу которой составляют физические упражнения, является специально организуемой деятельностью, опирающейся на использование особых знаний и умений. Физическим упражнениям надо учиться по специальной методике. У человека необходимо воспитать сознательное отношение к оценке и развитию своей телесности, надо обеспечить процесс его специального физкультурного образования, которое может быть профессиональным, рассчитанным на подготовку специалистов физической культуры и спорта, и непрофессиональным, необходимым для всех и каждого,
Приобретенные знания и умения следует закреплять, превратить в привычку занятия физическими упражнениями, используя регулярное и систематическое их выполнение, Этим занимается физическое воспитание. Спортивная педагогика ведёт подготовку человека к занятиям спортом, формирует навыки спортивной тренировки, включает определенные приемы, методы и технологии, которые соответствуют компетенции данной педагогики. Существуют определенные закономерности педагогического процесса, действующие в физкультурно-спортивном образовании, Важнейшими из них являются законы соответствия педагогических воздействий возрастным и психическим особенностям людей, национальным особенностям, специальным условиям их жизнедеятельности. Они обусловливают главные принципы педагогики, среди которых необходимо выделить; 1) постепенность педагогического процесса и 2) обучение от простого к сложному.
Основной проблемой научного исследования педагогики является совершенствование обучения, поиск, апробация и внедрение в практику новых форм, способов, приемов обучения и воспитания с учетом специфики педагогических воздействий на личность занимающегося. Суть этой специфики состоит в активном участии педагога в непосредственном процессе исследования, часто субъективного.
Педагогическое наблюдение состоит в том, что педагог воздействует на экспериментальную группу (словом, показом), открыто наблюдает за результатами своего воздействия, В педагогическом исследовании особенно остро стоит вопрос о чистоте эксперимента, об объективности наблюдения. К педагогическим экспериментам следует отнести:
поисковые, направленные на изучение новых упражнений;
формирующие, нацеленные на определение нагрузок, частоты и длительности упражнений как условия формирования нужных качеств и умений;
проверочные (демонстрационные) с использованием сравнительного метода, направленные на выявление эффективности новшеств.
В педагогическом исследовании применяется линейное (панельное) сравнение, когда результаты одной и той же экспериментальной группы сравниваются через разные интервалы времени; параллельное сравнение, когда сопоставляются результаты двух параллельно действующих групп. Измерение показателей носит относительный характер (шкалирование). Сравнение результатов идет либо по сходству, либо по различию признаков. Из других методов в педагогике чаще всего используется опрос, в физкультурно-спортивном образовании — демонстрация умений.
Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека, психике, той стороне жизнедеятельности, посредством которой осуществляется отражение внешней средин происходит регулирование жизненных процессов, управление поведением. Она изучает психические свойства, под которыми понимаются деятельностные, поведенческие проявления психики, психические состояния, характеризующие психическую активность человека, психические процессии
Психология делится на общую и специальную. Общая психология, в свою очередь, делится на индивидуальную и социальную. Индивидуальная психология изучает психические процессы., свойства и состояния, присущие отдельному человеку. Социальная психология изучает те психические явления, которые выступают следствием совместной жизнедеятельности людей, их взаимодействия.
Специальная психология изучает проблемы психики, проистекающие из возрастных особенностей развития человека, его половой принадлежности, из особенностей конкретных видов человеческой деятельности. Она насчитывает свыше сорока отраслевых психологических наук. К их числу относятся психология физического воспитания и спорта, психология профессиональной деятельности педагога и др.
Значение психологии в науках о физической культуре и спорте заключается в том, что занятия в этой сфере жизнедеятельности человека оказывают в большинстве случаев положительное воздействие на психику занимающихся, ведь успехи в физкультурной и спортивной деятельности в значительной степени зависят от состояния их психики.
Психология исследует особенности протекания психических процессов в ходе физкультурно-спортивной деятельности, их воздействие на психику в целях обеспечения успеха. Важной проблемой в изучении психологии в физической культуре и спорте является психическая реабилитация, включающая уменьшение, сведение к минимуму отрицательных воздействий на психику спортсменов и восстановление их психического состояния.
Психология в физической культуре и спорте использует все общенаучные методы, приближая их к особенностям конкретных исследований, включая теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент и т.д. Измерение показателей психических состояний спортсменов осуществляется в диагностических и прогностических целях с использованием номинальных, порядковых и интервальных шкал, психологического опроса.
Психологические методы в исследованиях физкультурно-спортивной деятельности обусловлены личностным характером и определяются субъективными факторами: интересами оценками и самооценками, выбором, внутренними побуждениями, целями, жизненными планами, а также с двигательными действиями, определенным дискомфортом, необходимостью преодоления внешних и внутренних препятствии.
В физической культуре и спорте выделяют: методы исследования личности, направленные на выявление способности к спортивной деятельности: психологические методы, направленные на выявление волевых качеств, организованности, целеустремленности, ответственности, надежности; методы оценки уровня способности личности переносить большие психические нагрузки, связанные с состязаниями; методы мобилизационного потенциала спортсмена для достижения поставленной цели.
Важную роль в исследовании командных видов спорта играют методы социальной психологии: определения сплоченности команды взаимоотношений между микрогруппами, оценки лидерства, спортивной и игровой организованности. Основными при этом являются методы социометрии, самооценок спортсменов, их взаимооценок, экспертных оценок.
Использованная литература:
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.
3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.
4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.