double arrow

Организация и методика учебных занятий по избранному виду спорта(кроме видов программного материала по физической культуре в школе)

Самооборона — это раздел физической культуры, в котором студенты овладевает приемами одного из видов борьбы. Занятия по самообороне направлены на формирование навыков ведения самозащиты, развитие быстроты в действиях, воспитание смелости и решительности, уверенности в своих силах, инициативы и находчивости.

Основная цель учебных занятий по самообороне заключается в том, чтобы студенты овладели теоретическими знаниями, орга-низаторскими и методическими умениями, практическим арсеналом приемов и действий. Не менее важно и развитие физических и волевых качеств, формирование психологической устойчивости в кризисных ситуациях. Обучаемые должны иметь представление об уязвимых местах человеческого тела, а также знать рациональные приемы выведения противника из строя.

Самооборона как вид спорта является разновидностью едино-борств. Поэтому в ней используются многие приемы и действия, тактики схватки с противником из бокса, борьбы и фехтования. Здесь они находят боевое применение.

Рукопашные схватки — это групповые действия, возникающие в местах упорного сопротивления противника при непосредственном соприкосновении в разнообразных условиях и местах.

Рукопашное единоборство заключается в борьбе одного с одним или несколькими противниками, когда проводятся такие действия, как атака, защита и ответная атака.

Действия в рукопашном бою — это двигательные акты сопер-ников, которые решают конкретные задачи (атаковать противника или его обезоружить) и преследуют цель — победить противника.

Средствами самообороны являются способы применения: лич-ного оружия, предметов снаряжения, подручных средств, борьбы без оружия, — выполняемые в виде соответствующих приемов.

Приемы самообороны — специально организованные движения, непрерывные по времени, месту и пространству; выработаны на практике с учетом индивидуальных движений каждого человека. Приемы составляют технику единоборств. Студенты обучаются им в ходе подготовки к самообороне.

Нападение на противника представляет собой способ действий, направленных на уничтожение или пленение противника. Оно подготавливается скрытно и проводится внезапно по заранее про-думанному плану.

Оборона от нападения противника — способ направленных на отражение нападения действий, которые в дальнейшем позволяют перейти к ответным действиям и одержать победу.

Приемы и действия при самообороне

При организации обучения самообороне следует учитывать стремление молодежи к изучению различных видов единоборств.

Обучение приемам самообороны следует проводить на специ-ально оборудованных местах, используя для этого ровные, покрытые травой площадки, ямы с песком и опилками, ковер или гимнастические маты в зале. Уколы штыком, удары прикладом, ножом, рукой и ногой отрабатываются на подвесных мешках, тренировочных чучелах и мишенях. Тренажное оборудование может бьггь изготовлено своими силами. Для этого используются старая одежда, автомобильные покрышки и другие предметы. Хорошее обеспечение тренажными устройствами повышает плотность занятия и физическую нагрузку.

В содержание занятий включаются подготовительные упражне-ния, приемы самостраховки, приемы боя с оружием (автоматом, ножом), удары рукой и ногой и защита от них, болевые приемы, броски, удушения, приемы обезоруживания противника.

Наиболее характерные приемы самообороны можно объединить в комплексы. Например, удары ножом; удары рукой и ногой; защита от ударов рукой; защита от удара ногой с уходом в сторону; защита от удара ногой подставкой рук; загиб руки за спину; рычаг руки наружу; обезоруживание противника при угрозе пистолетом в упор спереди с применением рычага руки наружу; бросок с захватом ног сзади и удушение.

В подготовительную часть занятий включаются передвижения, общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, приемы изготовки к бою, простейшие приемы борьбы и приемы са-мостраховки.

Комплексная тренировка проводится после закрепления навыков. Обучаемые выполняют изученные приемы при многократном их повторении в различных условиях (на месте, в движении после дополнительных действий, без сопротивления и с сопротивлением партнеров); последовательном (поточном) выполнении приемов и действий на 5 —6 учебных точках; выполнении приемов и действий одновременно с преодолением 3 — 4 элементов препятствий; проведении учебных схваток с предварительно обусловленными действиями участников.

Обучение приемам и действиям при самообороне начинается с боевой стойки: выставить ногу на шаг вперед и слегка согнуть ноги в коленях; туловище немного наклонить вперед, вес тела равномерно распределить на обе ноги; одну руку согнуть в локтевом суставе и вынести вперед (рис. 19.1).

При обучении приемам нападения и самозащиты важными элементами являются: боевая стойка; приемы нападения и само-защиты; приемы падения и группировки (обеспечивают преду-

Рис. 19.1. Боевая стойка

Рис. 19.2. Полет-кувырок

 

 

Рис. 19.3. Падение вперед

Рис. 19.4. Падение назад

преждение от ушибов о землю после бросков, столкновений, про-ведения болевых приемов в единоборстве с противником); приемы самостраховки (умение падать не травмируясь (рис. 19.2—19.4)).

Приемы самостраховки при падениях различаются по направ-лению падения и выполняются вперед, назад, на бок, кувырками вперед, назад и через плечо. Изучение приемов самостраховки начинается с группировки и кувырков.

Приемы нападения включают удары рукой, которые могут на-носиться в подбородок, солнечное сплетение, другие части тела кулаком, локтем, ребром ладони; прямо, с небольшим замахом и резким сгибанием туловища вперед или при приседании (рис. 19.5).

 

 

 

 

 

 

Рис. 19.7. Удар ногой с близкого расстояния

 

Рис. 19.8. Удар вперед стопой

 

 

Рис. 19.9. Удар стопой (пяткой)

В схватке с противником в нападении применяются удары ногой различными способами (рис. 19.6—19.9). В самозащите от ударов рукой, ногой, головой, ножом и предметами используются приемы подставок предплечий, ладоней, а также перемещения, уклоны, нырки, повороты и др. (см. рис. 19.10—19.15).

Болевые приемы применяются для задержания, обезоруживания и сковывания действий противника. В таких случаях применяются приемы: загиб руки за спину сзади, загиб руки за спину скручиванием внутрь (см. рис. 19.16), а также загиб руки за спину «нырком», загиб руки за спину «рывком», загиб руки за спину «замком».

 

 

Рис. 19.10. Подставка предплечья:

а — против ударов сбоку в голову; б — против ударов снизу; в — против ударов снизу—сбоку

против ударов ногой

Против противника можно применять приемы: рычаг руки через предплечье, рычаг руки наружу, рычаг руки внутрь и др.

Для пресечения действий противника применяются броски (см. рис. 19.17), обхват с захватом ноги, освобождения от захватов и обхватов, задняя подножка, передняя подножка.

 

Рис. 19.11. Подставка предплечий; а — скрестно; б — против ударов наотмашь

Рис. 19.12. Подставка стопы Рис. 19.13. Отбив предплечьем

Рис. 19.14. Отбивы против прямых ударов в живот (а) и туловище (б)

 

Рис. 19.15. Уклоны от ударов

 

 

Рис. 19.16. Загиб руки за спину скручиванием внутрь (а); загиб руки за спину «нырком» (б)

Защита при угрозе оружием и обезоруживание выполняется: при угрозе пистолетом спереди (сзади) на близком расстоянии (см. рис. 19.18) — отбивом предплечья, выбиванием, рычагом руки внутрь, рычагом руки наружу.

Применение оружия (автомата, ножа и др.) в схватке является важным средством психологической подготовки личности к дей-ствиям в экстремальной ситуации. Приемы с огнестрельным ору-

 

 

 

Рис. 19.17. Выполнение бросков:

а — обхват с захватом ноги; б — бросок через себя; в — передняя подножка; г — задняя подножка

 

 

 

Рис. 19.18. Защита при угрозе оружием:

а — отбивом предплечья; 6 — выбиванием рычагом внутрь; в — выбиванием рычагом наружу

жием по своему функциональному назначению делятся на приемы (тычки, удары стволом, прикладом) нападения и приемы защиты (подставки и отбивы).

Приемы с холодным оружием (ножом) включают приемы на-падения (колющие и режущие удары, метание ножа). Приемы с подручными средствами включают приемы нападения (удары, тычки и метание) и приемы защиты (отбивы).

Терминология, применяемая на занятиях по самообороне

Для взаимопонимания преподавателя и обучаемых, а также успешного решения задач на занятиях по самообороне применяются следующие термины.

Бросок — перевод противника из положения стоя в положение лежа с отрывом всех частей его тела от площади опоры.

Выведение из равновесия — перемещение общего центра тяжести тела противника за площадь опоры.

Выпад — быстрый наклон туловища вперед и выставление про-тивоположной ноги в сторону противника.

Загиб — рычаг, при котором конечность противника заводится за спину или за голову.

Захват — активный контакт с противником, для того чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать ему провести атаку.

Изготовка к бою — наиболее удобное положение по отношению к противнику, позволяющее осуществить свои намерения и предупредить действия противника.

Конвоирование — сопровождение противника в нужном направ-лении под угрозой оружия или воздействия болевых приемов.

Нырок — быстрая группировка туловища с одновременным движением его под атаку противника.

Обезоруживание — лишение противника контакта с оружием.

Освобождение от захвата — устранение захвата противника с помощью ударов, болевых приемов и рычагов,.

Отбив — ударное движение, выполняемое собственным ору-жием, рукой или ногой по оружию или конечности противника для выведения их в сторону.

Переворот — перемещение лежащего противника из одного положения в другое без отрыва от площади опоры.

Передвижение — перемена центра тяжести тела в пространстве для принятия удобного положения по отношению к противнику.

Передвижение прыжками (скачками) — перемещение тела с чередованием безопорного и опорного положения.

Поворот — изменение положения противника или перемещение его путем вращения.

Подножка — бросок противника через ногу, поставленную под одну или обе его ноги.

Подсечка — подбив ноги противника подошвенной частью стопы.

Рывок — резкое движение, в результате которого противник выводится из равновесия или поворачивается, что позволяет про-извести захват его сзади.

Рычаг — способ силового воздействия на конечность против-ника, линия приложения которой проходит в плоскости, пер-пендикулярной суставу.

Самостраховка — смягчение приземления при падениях, защита собственного тела от ушибов.

Связывание — прекращение активного сопротивления против-ника при помощи веревки или ремня.

Стойки — вертикальные позиции обучаемых, применяемые в качестве исходных положений перед выполнением приемов.

Страховка — поддержание партнера при его падении в процессе обучения.

Тычок — короткое и сильное движение, направленное на противника в целях выведения его из равновесия.

Удар — резкий (с максимальной быстротой) сильный тычок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху.

Удушение — перекрытие дыхательных путей противника.

Узел — скручивание и сгибание конечности противника.

Укол — удар острием штыка или ножа в тело противника.

Знание студентами терминов способствует успешному овладению приемами самообороны.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: