Основными задачами обучения студентов лыжной подготовке являются: изучение способов передвижения на лыжах; формирова-ние умений и навыков в передвижении на лыжах; развитие у сту-дентов физических, морально-волевых и психологических качеств.
Занятия начинаются с обучения способам передвижения, по-воротам и спускам на лыжах. Двигательные навыки формируются на основе изучения приемов и действий на лыжах, демонстрации этих приемов и воспроизведения их самими обучаемыми. В этот период наблюдаются лишние движения, отсутствие согласованности движений, неуверенность при их выполнении. Чтобы облегчить освоение приемов и действий на лыжах, преподаватель создает соответствующие условия для их разучивания. Заранее готовится площадка и склоны, разучиваются специальные и имитационные упражнения, вырабатывающие двигательный навык.
На последующих этапах обучения приобретенный навык в ре-зультате многократного повторения закрепляется. У студентов ис-чезает скованность, движения становятся более экономными и точными, техника приема приобретает устойчивость.
|
|
Для подготовленных студентов большое значение имеет нагляд-ность обучения, т. е. правильный и образцовый показ лыжных при-емов и действий, после которого они выполняют их самостоятельно.
Сильный мороз, метель, обильный снегопад могут существенно затруднить проведение занятий. В таких случаях используется метод многократных повторений изучаемого лыжного приема. При неблагоприятных метеоусловиях занятия следует прервать.
Обучение способам передвижения на лыжах имеет три стадии: ознакомление, разучивание и тренировка (совершенствование).
Ознакомление заключается в создании у обучаемого ясного и четкого представления о данном способе передвижения на лыжах. Сначала дается описание способа передвижения, затем его образ-цовый показ (2 — 3 раза). После этого отмечаются особенности и условия его применения на тренировках и в соревнованиях. При необходимости показ производится в медленном темпе или по частям с кратким объяснением основных положений.
Способы передвижения на лыжах, как правило, разучиваются в целом, по частям и по разделениям, а также с помощью подго-товительных упражнений.
На занятиях используются равномерный, переменный, повторный и контрольный методы тренировки. Сначала их проводят в равномерном темпе. Для улучшения качества скоростной выносливости и быстроты применяют переменные и повторные тренировки на заранее подготовленных местах. Чтобы определить уровень подготовленности обучаемых, в процессе приема учебных нормативов организуются контрольные тренировки (прикидки).
|
|
Основная часть занятия заканчивается медленной ходьбой с возвращением на лыжную базу.
В заключительной части занятия (до 15 мин) организм приво-дится в спокойное состояние. Преподаватель подводит итоги за-нятия, дает указания по поводу лыжного инвентаря, сообщает студентам задачи очередного занятия.
Рис. 18.1. Учебная площадка
Места для занятий по лыжной подготовке выбирают с учетом содержания урока и степени подготовленности студентов, а также состояния погоды и снежного покрова. Это повышает эффективность обучения, помогает избежать травматизма, поломок лыжного инвентаря.
Площадку (рис. 18.1) готовят на ровном месте или с небольшим уклоном, прокладывая одну или две параллельные лыжни на расстоянии 2,5-3 м друг от друга. Внешняя лыжня прокладывается в виде четырехугольника размером 60 х 30 м с закругленными углами. Внутренняя лыжня — четырехугольник, но с меньшим размером (55 х 25 м). На внутренней лыжне занимаются слабо подготовленные обучаемые. В середине площадки проходит лыжня для преподавателя, на которой он демонстрирует приемы и действия.
Методика проведения занятий
Для разучивания подъемов (рис. 18.2), спусков (рис. 18.3), тор-можений (рис. 18.4) и поворотов выбирается склон со снежным покровом, который необходимо подготовить заранее.
Техника передвижения на лыжах — сложный комплекс дей-ствий. В зависимости от состояния лыжни, рельефа местности лыжник применяет тот способ передвижения, который наиболее рационален. Знание техники бега на лыжах необходимо для пра-вильного выбора более совершенной методики обучения и воспи-тания. Освоение техники заключается в следующих процессах:
- в поддержании высокой работоспособности на дистанции;
- в тактической подготовке (в умении рационально распределять свои силы на заданной дистанции, изменять своевременно ритм и интенсивность бега на лыжах в зависимости от рельефа местности, погодных условий, смазки лыж);
- в технической подготовленности студентов.
Лыжник совершает цикл движений — совокупность последова-тельных, взаимосвязанных, периодически изменяющихся движе-ний, в результате которых он возвращается к исходному положе-нию.
Рис. 18.2. Обучение подъему в гору на лыжах Рис. 18.3. Обучение спуску с горы на лыжах
Рис. 18.4. Обучение торможению при спуске с горы
Ходьба без палок (ступающий шаг и скользящий шаг) является подготовительным упражнением для формирования равновесия тела и улучшения координации движений.
Ходьба с попеременной работой палками — это обычный ход, применяемый в самых разнообразных условиях местности, лыжни и погоды. Он наиболее экономичен и обеспечивает во время движения равномерную нагрузку на все основные группы мышц.
В беге на лыжах применяется несколько видов ходов: обычный, «вперекидку», бесшажный, одношажный, двушажный, коньковый (имеет несколько разновидностей). Для быстрого передвижения на дистанции используют комбинации этих ходов.
Обычный ход (или шаг). Его условно делят на три периода: отталкивание, перенос и скольжение на одной лыже (рис. 18.5). Каждый период имеет две фазы.
Период отталкивания: первая фаза — подготовка к отталкива-нию (сгибается толчковая нога в коленном суставе, и обучаемый скользит на двух лыжах, отрывая каблук ботинка толчковой ноги от лыжи); вторая фаза — активное выпрямление толчковой ноги с переносом массы тела на вытянутую вперед (на выпад) ногу (нога, производящая толчок, выпрямляется, что способствует движению).
Период переноса: первая фаза — подъем ноги вверх (сохраняется одноопорное положение); вторая фаза — маховый вынос ноги вперед.
Период скольжения: первая фаза — свободное скольжение и дальнейший перенос тела на вытянутую вперед ногу; вторая фаза — скольжение на одной лыже с дальнейшим приседанием до полной остановки лыжи для выполнения очередного отталкивания (рис. 18.6-18.8).
|
|
Бесшажный ход. Он применяется на участках, где трудно сколь-зить на одной лыже (твердый наст и лед), на раскатанных дорогах и пешеходных тропинках, а также для увеличения скорости на спусках. Цикл бесшажного хода состоит из одновременного толчка палками, скольжения и выноса рук с палками вперед.
Рис. 18.6. Скользящий шаг
Рис. 18.7. Опорная реакция при отталкивании
ногой:
N — вертикальная сила трения; Т — горизонтальная
сила трения; / — сила давления на опору
,М
Рис. 18.8. Функции ноги в скользящем шаге:
б — активное выпрямление толчковой ноги;
Одношажный ход. Он удобен на ровных местах и при передви-жении под уклон, на раскатанных участках и хорошем скольжении для увеличения скорости движения и финиширования. Цикл одношажного хода состоит из одного толчка ногой с последующим одновременным толчком двумя палками и скольжением на двух лыжах. Это один из самых быстрых способов бега на лыжах.
Двушажный ход. Он рекомендуется при хорошем скольжении и укатанной лыжне на ровных участках местности для смены рабо-тающих мышечных групп, так как позволяет поддерживать высокую скорость движения. Цикл двушажного хода состоит из поочередных скользящих шагов с одновременным толчком палками в момент приставления маховой ноги к опорной.
Лыжный ход «вперекидку». Он является наиболее распростра-ненным способом передвижения. Обучение этому способу ходьбы проводится в следующей последовательности: сначала отрабатывают действия рук на месте, осуществляя маятникообразные движения с палками; затем выполняют упражнения на сочетание движений руками и ногами, стоя на месте, на скольжение по разделениям и под счет.
Совершенствование передвижения «вперекидку» осуществляется на пересеченной местности и в различных условиях. Возможные ошибки (например, чрезмерно высокий вынос палок вперед и далекая их постановка в снег, боковые колебания туловища и слишком короткий шаг) необходимо устранять сразу при их вы-явлении.
|
|
Коньковый ход. Он является одним из самых быстрых и совре-менных ходов на лыжах. Применяется при твердом настиле и хо-рошем скольжении. Движения лыжника идентичны бегу конько-бежца.
Способы подъемов, спусков, поворотов и торможения на лыжах.
При передвижении на лыжах подъемы в гору можно преодолевать прямо, наискось, зигзагом (по направлению), а также обычным шагом, «елочкой» (рис. 18.2), «полуелочкой» (рис. 18.9) и «лесен-кой» (рис. 18.10).
При спуске на лыжах с гор, холмов используются различные ва-рианты стоек, которые различаются по высоте расположения ту-ловища; ширине расставления лыж; распределению центра тяжести тела над опорой. Стойка при спуске (рис. 18.11) может быть средней (основной), высокой, низкой, стойкой отдыха (с опорой предплечьями на колени) и стойкой «конькобежца». Эти оп-ределения стоек приняты условно, так как степень сгибания ног и наклон туловища могут изменяться на протяжении одного спуска.
Лыжная трасса, как правило, включает сложные спуски и по-вороты. Лыжнику для их прохождения необходимо уметь быстро и
Рис. 18.9. Подъем «полуелочкой» Рис. 18.10. Подъем «лесенкой»
Рис. 18.11. Стойка при спуске на лыжах:
Использованная литература:
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.
3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.
4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.