Организация и методика учебных занятий по плаванию

На занятиях по плаванию вырабатываются волевые и психоло-гические качества, выносливость, прикладные навыки. Например, у неумен*щего плавать возникает чувство скованности, неуверенности, С"раха перед тем, как зайти в воду. После приобретения навыка /ержаться на воде, а затем и навыков плавания негативные ощущения проходят, появляется уверенность в своих силах, чувство гордости, удовлетворенность.

Учебные занятия по плаванию планируются концентрированно. Это создает благоприятные возможности для прочного освоения студентами изучаемых приемов и действий по плаванию, для формирования необходимых навыков.

Учебный материал распределяется по отдельным занятиям с учетом принципа обучения «от простого к сложному, от легкого к трудному» в определенной последовательности.

В плане проведения занятий указываются дни и часы, темы, место приведения, материальное обеспечение, содержание и методика овладения способами плавания (в частности, брассом, вольным стшем), техника выполнения стартов и поворотов, приемы оказания помощи на воде.

Занятая по плаванию проводятся в бассейне в составе учебных групп под, непосредственным руководством преподавателя. Если учебная группа большая, то преподаватель делит ее на две подгруппы и обращается за помощью к студенту, хорошо владеющему технигой плавания. Тех, кто не умеет плавать, объединяют в отдельную группу.

Продо.1 жительность занятия составляет 1 ч 30 мин (45 мин — «сухого» плавания, 45 мин — в воде).

Структура занятия обычно включает: подготовительную часть на суше (до 30 мин), основную часть в воде (до 45 мин), заключительную часть на суше (до 15 мин).

В подгоповительной части занятия объясняется содержание всего занятия, гроводится подготовка организма обучаемых к предстоящей тренировке в зале «сухого» плавания и в воде, разучиваются и совершенствуются движения изучаемого способа плавания, а также других приемов и действий, входящих в содержание занятия.

Преподаватель знакомит студентов с задачами занятия, проводит упражнения в ходьбе и беге, чередуя с общеразвивающими 'упражнениями. Далее выполняются специальные упражнения на суше и в воде.

; В основной части занятия студентам прививаются навыки плавания избранном способом, отрабатываются различные приемы и действия. Цель — развитие физических, волевых и специальных качеств; повышение устойчивости к воздействиям неблагоприятных факторов и закаливание организма.

Изучение упражнений для освоения техники плавания начи-: нается с ознакомления. Для этого преподаватель называет упражнение, показывает его в целом и по элементам. После ознакомления упражнение разучивается по частям и в целом. Затем обучаемые под наблюдением преподавателя многократно выполняют его самостоятельно.

Методика обучения плаванию

г Методика обучения плаванию брассом. Брасс на груди — один | из прикладных способов плавания — применяется при плавании I на большие дистанции, нырянии, а также при транспортировке | грузов и является основным способом в обучении плаванию сту- | дентов.

I В исходном положении при плавании брассом пловец лежит на? воде почти горизонтально; лицо опущено в воду; руки выпрямле-, ны и соединены перед головой; ладони обращены вниз—в стороны и большими пальцами касаются друг друга; ноги вытянуты, сомкнуты, ступни ног немного повернуты внутрь.

Движения ногами пловец производит одновременно и симметрично. Эти движения делятся на подготовительные и гребковые.

Подготовительные движения ногами осуществляются из исходного положения; ноги плавно и с большим напряжением мышц подгибаются, сгибаясь в тазобедренных и коленных суставах. Во. время подтягивания колени, опускаясь вниз, немного разводятся в стороны, а ступни, двигаясь у поверхности воды, поворачиваются пальцами друг к другу. Перед окончанием подтягивания начинается подготовка ступней и голеней к выполнению гребка. При этом ступни поворачиваются косками наружу и берутся на себя (производится тыльное сгибан1е), а голени разводятся в стороны. В этом положении ступни и голени внутренней поверхностью ставятся навстречу движению, производимому при гребке.

Гребковые движения ногами выполняются за счет последователь-ного разгибания ног в тазобедршных, коленных и голеностопных суставах. При разгибании ног голени и стопы движутся по дугам в стороны —назад, вниз, навстречу друг другу к средней линии; бедра перемещаются к поверхнссти воды. В конце гребка одновременно с полным выпрямлением ног производится захлестывающее движение стопой с опорой о воду. Высокая скорость движений ногами создает большую:илу тяги, которая поддерживает пловца на поверхности воды и продвигает его вперед.

Движения руками при плавании брассом также делятся на гребковые и подготовительные.

Гребковые движения руками необходимо начинать прямыми руками под небольшим углом к товерхности воды. Из исходного положения руки, слегка сгибажь в лучезапястных суставах, производят гребок в стороны—вниа На расстоянии 35 — 40 см друг от друга кисти рук разворачиваются в направлении назад—вниз с одновременным сгибанием рук е локтевых суставах. Гребок заканчивается в положении, когда лскти находятся у линии плеч. Он выполняется с ускорением, обеспечивающим нарастание движения воды и хорошие условия д/н выдвижения рук вперед.

Подготовительные движения руками начинаются после окончания гребка. Руки без задержки выводятся вперед, в исходное положение. При движении вперед руки выпрямляются, принимая наиболее обтекаемое положение

Рис. 15.1. Упражнение «Выдох в воду»

 

4. Упражнение «Скольжение» (рис. 15.3): стоя на дне или на ступеньке бассейна, на-клониться, чтобы подбородок касался воды, одновременно вытянуть руки вперед; сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами от дна или стенки бассейна; после толчка принять горизонтальное положение и скользить вперед до остановки, задерживая дыхание на вдохе.

Рис. 15.2. Упражнение «Поплавок»

Для обучения и совершенствования техники плавания брассом применяются следующие основные упражнения на суше и в воде.

Упражнения выполняемые на суше

1. Движения ногами разучивают в положениях лежа или сидя, опираясь руками сзади (рис. 15.4,15.5). На счет «раз» ноги плавно сгибаются в тазобедренных л коленных суставах, «два» — подготовиться к гребку: носки берутся на себя, а голени разводятся в стороны; «три» — ноги, имитируя гребковое движение, направляются по дугам к средней линии тела; «четыре» — опустигься пятками на пол, имитируя скольжение.

2. Движения руками (рис. 15.6) разучивают в положении стоя с наклоном туловища вперед. Вначале упражнение выполняется с произвольным

Рис. 15.3. Упражкение «Скольжение»

 

Рис. 15.4. Упражнение на суше для ног при обучении плаванию брассом

15.5. Упражнения на суше для разучивания плавания брассом

'Рис. 15.6. Упражнение на суше для рук при обучении плаванию брассом

дыханием, затем движения руками согласуются с вдохом и выдохом.

На «раз» имитируется гребок руками и вдох через рот; «два» — сгибание и опускание рук вниз—вперед, делается выдох в воду; «три» — движение руками в исходное положение, окончание выдоха через рот и нос; ^«четыре» — скольжение в исходном положении.

г 3. Согласование движений ногами, руками с дыханием разучивается из исходного положения, как и предыдущее упражнение. На счет «раз» руки имитируют гребок, ноги остаются в исходном положении — делается вдох; «два» — руки сгибают и опускают вниз—вперед, одна нога при- | поднимается и имитирует подготовительное движение — продолжается t вдох; «три» — руки выпрямляются и занимают исходное положение, нога имитирует гребок — продолжается выдох; «четыре» — скольжение.

Упражнения, выполняемые в воде I- 1. Движения ногами начинают из положения лежа на мелкое месте с |опорой о дно или держась руками за поручни. Вначале упражнение выполняется в положении на груди, затем на спине, по частям и слитно.(см. рис. 15.7).

f 2. Движения руками (см. рис. 15.8) начинают из положения стоя на мел- | ком месте с наклоном туловища вперед или стоя на ступеньке бассейна. Упражнение выполняется с произвольным дыханием, движения руками согласуются с вдохом и выдохом.

Проводятся следующие упражнения на технику плавания брассом на I груди (см. рис. 15.9):

!> а) в медленном темпе с учебной доской в руках или поддерживающим f предметом на пояснице на дистанцию до 25 м;

I б) на спине с помощью ног с учебной доской на животе и без нее на fs дистанцию до 25 м;

Рис. 15.7. Упражнение для разучивания движений ногами при плавании брассом

Рис. 15.8. Упражнение для разучивания движений руками при плавании брассом

Рис. 15.9. Техника плавания брассом

в) на груди с учебной доской в руках на дистанцию до 25 м в медленном, среднем и быстром темпе, производя один вдох и выдох на 2 — 3 гребка ногами;

г) с помощью рук и с поддерживающим предметом на пояснице или зажатым между ног на дистанцию до 25 м;

д) на согласование движений с поддерживающим предметом на пояснице и без него на дистанцию до 25 м (выполняется с раздельным согласованием; опущенным лицом в воду и задержкой дыхания на выдохе; обычным согласованием движений).

В ходе занятий возможны различные ошибки, которые устраняются при помощи преподавателя. Например, если тело пловца находится высоко над водой, а ногл — глубоко в воде, то ошибка устраняется подниманием подбородка из воды во время выдоха, подтягиванием живота, подниманием выше таза и ног. Если выявлено несимметричное движение, недостаток устраняется плаванием с учебной доской. При широко разведенных коленях в стороны необходимо плавать с доской на груди и на спине, обращая внимание на то, чтобы колени не раздвигались.

Некоторые обучаемые гребок руками делают или глубоко вниз, или за линию плеч. Чтобы правильно выполнить упражнение, надо проплыть с доской одними руками с укороченным гребком. Неправильный выдох в воду устраняется за счет выполнения энергичного выдоха в воду при скольжении с доской.

Существенный недостаток, часто встречающийся у обучаемых, заключается в том, что не всегда согласованны движения ногами, руками с дыханием. Он устраняется при медленном плавании с учебной доской и без нее: вначале делается гребок ногами, скольжение и выдох в воду; затем гребок руками, поднимание головы и короткий вдох ртом.

Методика обучения плаванию кролем (вольным стилем). В ос-новном занятия по плаванию включают обучение плаванию брассом, но преподаватель должен знать основные моменты обучения плаванию кролем. При плавании вольным стилем тело пловца лежит на воде почти горизонтально, голова наполовину опущена в воду лицом вниз. Под влиянием гребковых движений руками и поворотов головы для вдоха и выдоха происходят небольшие повороты (от 10 до 45°) тела вокруг своей оси.

Поступательное движение пловца вперед осуществляется за счет гребковых движений руками. Гребок выполняется согнутой в локтевом суставе рукой после переноса ее вперед в почти выпрямленном положении и опускания в воду. Ноги при плавании совершают попеременные быстрые движения сверху вниз и снизу вверх. При опускании ноги сверху вниз происходит небольшое сгибание в коленном суставе, что создает условия для хлестообразного движения. Амплитуда движений ногами не превышает 25 — 40 см. Выдох производится в воду.

С упражнениями, выполняемыми на суше и воде, для разучивания движений руками (см. рис. 15.10, 15.12), ногами (см. рис. 15.10, 15.11), поворотов (см. рис. 15.13), атакже техники плавания (см. рис. 15.14), при обучении плаванию кролем на груди (вольным стилем) преподаватель может ознакомиться дополнительно.

 

 

Рис. 15.10. Упражнения на суше для разучивания плавания кролем

 

Рис. 15.11. Упражнения для разучивания движений ногами при плавании кролем

 

 

Рис. 15.12. Упражнения для разучивания движений руками при плавании кролем

 

 

Рис. 15.13. Упражнения на суше для разучивания поворота при плавании кролем

 

 

 

 

 

 

 

Техника плавания кролем

В данном случае об этом способе плавания дается краткая информация.

При плавании брассом и вольным стилем вход в воду выполняется прыжком с тумбочки.

Техника стартового прыжка. Ее условно можно разбить на части: исходное положение; подготовительные движения; толчок; полет в воздухе; вход в воду; скольжение и выход на поверхность воды (см. рис. 15.15). При правильно выполненном стартовом прыжке с тумбочки пловец пролетает в воздухе 3 — 4 м со скоростью, примерно втрое превышающей скорость плавания. Это сокращает общее время проплывания дистанции и позволяет приобрести необходимую начальную скорость для дальнейшего ее прохождения.

Чтобы произвести старт с тумбочки, обучаемые принимают исходное положение по команде или сигналу. По команде: «Участники, занять места!» или звуковому сигналу (свистку) обучаемые встают на задний край тумбочки. По команде: «На старт!» (или второму свистку) принимают стартовое положение: подходят к переднему краю тумбочки, ступни ног — на расстоянии 15 —20 см друг от друга, ноги сгибают в коленных суставах, туловище наклоняют вперед, руки отводят назад —в стороны, голову приподнимают вверх.

Толчок происходит по команде или сигналу. Обучаемые делают замах руками назад и в стороны, разгибая ноги в коленных суста-

Рис. 15.15. Старт со стартовой тумбы

вах. Затем производится быстрый вдох через рот, одновременно с движением туловища вперед (падением) ноги сгибаются в коленных суставах для увеличения силы толчка, а руки продолжают маховые движения к туловищу вниз—вперед—вверх. Как только руки пройдут вертикальное положение, осуществляется толчок, происходит ускоренное разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.

Оптимальный угол вылета со стартовой тумбочки (около 25°), обеспечивает более выгодный путь полета в воздухе, наибольшую скорость и правильный вход в воду, способствует приобретению хорошего скольжения.

В полете пловец выпрямляет туловище, оттягивает носки ног, вытягивая их вперед и соединяя вместе. Полет выполняется с задержкой дыхания на вдохе. Средняя длина полета составляет: у мужчин — 3,5—4,0 м; у женщин — 3,0 —3,5 м.

При входе в воду, сохраняя правильное положение тела, достигается достаточно высокая скорость. Наиболее выгодно входить в воду под углом, равным 20° (при плавании брассом) или 15° (при плавании кролем). При этом тело погружается на глубину до 35 — 50 см. После входа в воду пловец скользит по инерции вниз- вперед—вверх. Длина скольжения, считая от стартовой тумбочки до выхода на поверхность, у мужчин составляет 7 —8 м, у женщин — 6—7 м. Выход на поверхность воды осуществляется за счет небольшого поднимания кистей, гребков руками и ногами при поднимании головы.

При плавании в бассейне на различные дистанции пловцы для изменения направления движения производят повороты. Повороты, при выполнении которых производится вдох, называют открытыми, если вдох выполняется перед вращением тела (вращение с опущенной в воду головой) — закрытыми. Техника поворота складывается из следующих элементов: подплывание к стенке бассейна; вращение (поворот); толчок; скольжение; выход на поверхность воды (рис. 15.16).

В плавании брассом пловец при поворотах касается стенки бассейна двумя руками одновременно, не изменяя горизонтального i; положения плеч и симметричного расположения кистей. При под- плывании к стенке бассейна он сохраняет или увеличивает скорость, что способствует более быстрому выполнению поворота, затем касается полувыпрямленными руками стенки, одновременно с этим группирует ноги, руки сгибает в локтевых суставах. При подплывании и касании стенки бассейна полное погружение головы не допускается.

Поворот происходит следующим образом: пловец, продолжая сгибать ноги, отнимает одну руку от стенки бассейна; делает в сторону свободной руки движение головой и плечевым поясом,: помогая этим вращению тела; выполняет вдох через рот и тут же опускает голову лицом в воду. Продолжая вращение, он подтягивает ноги снизу вверх к стенке бассейна; отталкиваясь опорной рукой от стенки, поворачивается на грудь; ставит стопы на стенку; вытягивая руки вперед, принимает горизонтальное положение, удобное для толчка и последующего скольжения под водой. Толчок производится энергично при разгибании ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.

 

 

 

Рис. 15.16. Поворот при плавании брассом

 

При скольжении под водой туловище, голова и руки находятся на одной прямой. Правила соревнований разрешают во время скольжения под водой выполнить один цикл движений: первый гребок руками, второй — ногами, который выводит пловца на поверхность воды.

Техника ныряния. Ныряние может осуществляться в длину, вниз головой (рис. 15.17), вниз ногами (рис. 15.18). При нырянии важно сохранить необходимое направление и глубину погружения, что обеспечивается положением головы, направлением гребков

 

 

Меры предосторожности и правила поведения на воде

К основным условиям по предупреждению несчастных случаев и травматизма при обучении плаванию относятся: правильная организация и проведение занятий, высокая дисциплинированность занимающихся, наличие аптечки и специальных средств на занятиях.

К преподавателю по плаванию предъявляются следующие тре-бования:

- знать и систематически проверять количество занимающихся до входа в воду, во время нахождения их в воде и после выхода из нее;

- разрешать входить в воду и выходить из нее только по команде;

- проводить обучение стартовому прыжку на мелкой части бас-сейна;

- запрещать прыжки в воду с вышки при обучении плаванию;

- прекращать занятия на воде, если у занимающихся появились признаки сильного охлаждения (озноб, «гусиная кожа» или посинение губ).

Во избежание получения травм и заболеваний, в бассейне ус-танавливаются следующие правила поведения, которые не-обходимо соблюдать:

- посещать занятия только с разрешения врача;

- иметь тапочки, махровый халат, полотенце, мыло, мочалку, пакет для обуви;

- иметь личный купальный комплект (плавки или купальник, резиновую шапочку);

- входить в раздевалку бассейна в спортивной обуви;

- мыться с мылом под душем перед выходом к воде;

- входить в воду только с разрешения преподавателя;

- плавать только по правой стороне дорожки в 5 — 7 м друг от друга;

- нельзя сидеть на поплавках, разделяющих дорожки, устраивать различные игры в воде, плавать поперек дорожек, топить друг друга, производить прыжки с вышки (трамплина);

- выходить из воды можно с разрешения преподавателя.

После окончания занятия необходимо помыться под душем,

просушить волосы, адаптироваться к температурной среде и только после этого покинуть бассейн.

На занятиях по плаванию возможны экстремальные случаи. Каждый студент должен уметь оказывать помощь на воде и применять искусственное дыхание после извлечения пострадавшего из воды (рис. 15.21, 15.22).

Рис. 15.21. Транспортировка утопающегоРис. 15.22. Первая помощь утопающему

 

Эти навыки приобретаются под руководством преподавателя. При оказании помощи пострадавшему к нему подплывают сзади во избежание захватов. Можно подплыть и спереди, за 2 — 3 м до него погрузившись в воду, взять его за туловище или ноги, повернуть к себе спиной и, захватив одной или двумя руками, плыть с ним к борту бассейна.

Наилучшими способами плавания с пострадавшим являются: брасс на спине; брасс на груди, выполняя гребковые движения ногами и одной рукой; на боку, работая нижней рукой и ногами.

При извлечении пострадавшего из воды из его легких удаляют воду, укладывают животом на колено и несколько раз сильно встряхивают. Затем проводится искусственное дыхание способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос» до полного восстановления функции дыхания пострадавшего (иногда это длится 2 ч и более). С возобновлением дыхания пострадавшего переводят в теплое помещение и прикладывают к его ногам грелки. Для усиления кровообращения рекомендуется растереть тело полотенцем или губкой по направлению к сердцу. Когда дыхание восстановится, пострадавшему надо дать теплого крепкого чая или немного вина.

При быстрой и правильно оказанной первой помощи утонувший может быть возвращен к жизни даже после продолжительного пребывания под водой. Затем следует немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.

Таким образом, плавание — важный раздел физической культуры. Во избежание травм и несчастных случаев на занятиях в бассейне соблюдается высокая дисциплинированность. Каждому студенту необходимо научиться оказывать квалифицированную помощь пострадавшим на воде.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте особенности организации и проведения занятий по плаванию.

2. Расскажите о методике обучения плаванию брассом.

3. Какие меры предосторожности и правила поведения применяются на воде?

4. Чем отличается техника прыжков в воду от техники ныряния?

5. Расскажите о технике стартового прыжка.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: