Организация и методика учебных занятий по легкой атлетике

Легкая атлетика — один из ведущих разделов физической куль-туры. Занятия проводятся в составе учебной группы, их основу и содержание составляют ускоренное передвижение, бег, прыжки, другие упражнения.

К легкой атлетике относятся: ходьба и бег на различные дистан- циж, эстафеты, кросс, прыжки (в длину, высоту, с шестом), метание снарядов (молота, диска, копья), смешанное передвижение.

Пегкоатлетические упражнения применяются для развития у студентов физической выносливости. В целях формирования у них двьгательных умений и навыков в занятия включают ходьбу, бег и грыжки.

Бег — основной вид упражнений, являющийся составной частью других разделов физической культуры и видов спорта. Как средства тренировки он разносторонне воздействует на организм человека.

В ходе занятий формируются и совершенствуются физические, морально-волевые и психологические качества. Кросс способствует воспитанию воли, развитию умений преодолевать трудности. Ореентирование на местности вырабатывает профессиональные навыки: умение в условиях больших физических нагрузок опреде-литься йа местности с помощью карты и компаса.

Упражнения из легкой атлетики включаются в утреннюю фи- зичзскую зарядку, а также в многоборья. Нормативную базу для еда* и зачетов составляют: у женщин — бег 2000 м, у мужчин — 300Э м, а также бег на 100 м (или челночный бег 10 х 10 м).

При организации и проведении учебных занятий необходимо учитывать специфику легкоатлетических упражнений, которые:

- имеют прикладное значение; многообразны по форме движе-ний и характеру усилий;

- способствуют закаливанию и воспитанию волевых качеств, так как занятия проводятся в любых условиях (в помещениях, на отюытом воздухе);

- позволяют заниматься одновременно большому количеству студентов.

Подготовка к занятию включает самостоятельную работу, про-верку готовности мест занятий, инвентаря и оборудования.

Самостоятельная работа предусматривает изучение теоретических основ того вида легкой атлетики, по которому будет проводиться занятие, соответствующих организационно-методических указаний. Уточняется методика проведения занятия, использование подготовительных и специальных упражнений, готовятся ки-нограммы, диапозитивы и другие наглядные пособия.

В плане занятия отражается его организация, содержание, расчет времени по частям занятия, методические указания по изучению тех или иных упражнений, материальное обеспечение занятия.

В ходе обучения уделяется внимание правильному показу от-дельных упражнений и приемов, объяснению воздействия разу-чиваемого упражнения на организм, подаче команд, мерам про-филактики травматизма.

Учебное занятие проводится в течение 90 мин и состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

Подготовительная часть занятия (до 15 мин) включает: про-верку готовности обучаемых, краткое объяснение содержания за-нятия, различные упражнения, подготавливающие организм к нагрузкам в основной части. Разминка проходит так, чтобы уп-ражнения и методические приемы не вызывали излишнего утом-ления. На первых занятиях желательно дать больше общеразвива-ющих упражнений, сложность которых постепенно повышается, а количество увеличивается; 5 — 6 упражнений для мышц рук и плечевого пояса, затем столько же для мышц туловища и ног.

Если основная часть начинается с бега на короткие дистанции, то после нескольких общеразвивающих упражнений в разминку включаются различные прыжки и типы бега (например, семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра), упражнения на гибкость и др. Разминка во всех случаях заканчивается двумя- тремя ускорениями на дистанции 20 — 30 м.

Основная часть занятия (до 65 мин) проводится для развития и совершенствования физических, двигательных и прикладных на-выков. В ней разучивается или совершенствуется техника одного из видов бега или прыжка. Это могут быть бег на короткие дистанции, прыжки с места и в длину с разбега, бег на средние дистанции. Группу можно разделить на 2 — 3 части (в зависимости от количества занимающихся) и проводить с одними бег на короткие дистанции, с другими — прыжки. Затем они меняются местами. В конце основной части в составе учебной группы проводится тре-нировка в беге на средние дистанции. Включение в занятие бега и прыжков обеспечивает развитие силы, быстроты и выносливости.

Для выполнения упражнений преподаватель подает команды на движение: «Бег в среднем темпе 20 — 30 м, направляющий Петров, дистанция 10 шагов — вперед!» При изучении техники бега на короткие дистанции с высокого старта подаются команды: «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Эти словесные команды можно заменить звуковыми сигналами — свистком илй выстрелом из стар-тового пистолета.

При обучении прыжкам приземление производится в специально оборудованные ямы. Подготовительные прыжки можно выполнять на ровной местности (площадке). При показе прыжков в длину группу располагают вдоль дорожки разбега, на некотором удалении от ямы. При выполнении прыжков подают команду: «Петров, на исходное положение шагом (бегом) — марш!» Когда обучаемый принял исходное положение, руководитель занятия подает команду: «Вперед!» — и тот выполняет упражнение. Следующий за ним выходит на исходное положение, а выполнивший упражнение становится в строй.

Преподаватель может подать и такую команду: «Потоком, дис-танция 5 метров — вперед!» По этой команде обучаемые выполняют прыжок и, возвращаясь на исходное положение, становятся в хвост учебной группы. Педагог следит за правильным исполнением задания. Очередной прыгун выполняет прыжок только тогда, когда предыдущий вышел из ямы.

Для повышения эмоциональности занятия можно устраивать соревнования при выполнении легкоатлетических упражнений на лучшую технику или результат, проводить эстафеты и др.

Заключительная часть занятия (до 10 мин) направлена на при-ведение организма занимающихся в относительно спокойное со-стояние. Обучаемые выполняют медленную ходьбу и бег, упраж-нения в глубоком дыхании и на расслабление мышц, в движении и на месте.

Регулярная тренировка оказывает существенное воздействие на все органы и системы организма. Благодаря ей укрепляется и функционально совершенствуется мышечная масса, стабилизируется деятельность ЦНС. Такие изменения способствуют развитию основных качеств: силы, быстроты, выносливости и ловкости. Тренировка более эффективна, если правильно используется гигиенический режим, соблюдаются требования восстановительных процессов, систематически осуществляется врачебный контроль.

Ниже предлагается примерный план проведения методического занятия.

В легкой атлетике к наиболее важным э;ементам относятся ходьба, бег и прыжки, которые являются еаественными способами передвижения каждого человека, имеюцими большое оздо-ровительное значение. Во время бега в работу включается боль-шинство систем организма. Бег и ходьба — доступные упражнения для любой категории обучаемых.

Техника бега. Бег — циклическое движение, в котором толчки ногами чередуются с полетом. Циклом в беге является двойной шаг, который состоит из опорного и безопорного (махового) периодов. Перемещение тела происходит за счет взаимодействия усилий бегуна с внешними силами: силой тяжести и реакцией опоры. Воздушная среда как внешняя сила не оказывает влияния на структуру бега.

В беге на короткие дистанции различают следующие элементы: старт (рис. 17.1) и стартовый разбег или разгон (рис. 17.2) для быстрейшего развития скорости бега; бег по дистанции с удержанием достигнутой скорости или ее изменением по такти-ческим соображениям; финиширование (см. рис. 17.4) — окончание бега по дистанции с наибольшей скоростью.

Рис. 17.1. Варианты высокого старта

 

Рис. 17.2. Низкий старт и стартовый разбег

 

 

Рис. 17.4. Финиширование в беге

на короткие дистанции

В беге на короткие дистанции может применяться низкий или высокий старт. По команде «На старт!» бегун выходит на линию старта; по команде: «Внимание!» — он принимает положе-ние, чтобы удобно начать быстрое движение вперед; по команде: «Марш!» или другому сигналу (например, выстрелу из стартового пистолета) бегун мгновенно делает широкий взмах руками и, от-талкиваясь ногами, прилагает мощные усилия для ускоренного движения вперед.

Техника бега на короткие дистанции характеризуется актив-ными, быстрыми движениями руками и ногами бегуна, приводя-щими к наиболее эффективному продвижению вперед. Руки при беге согнуты в локтевых суставах под углом примерно 90* и дви-жутся в переднезаднем направлении. Кисти рук находятся в полу-согнутом состоянии.

Линию финиша бегуны пересекают с максимальной скоростью. Не следует специально производить «бросок» или осуществлять «прыжок» на ленточку. Перед финишем нежелательно слишком рано начинать ускорение: это может снизить скорость бега.

Бег на средние и длинные дистанции начинают с применением высокого старта. По команде: «На старт!» — бегуны подходят к линии старта и ставят перед ней одну ногу, другую — несколько назад. Голова и плечи опущены. Руки, согнутые в локтях, отводятся (одна вперед, другая назад). По команде: «Марш!» — стартующие энергично отталкиваются от грунта выставленной вперед ногой и начинают движение вперед, постепенно набирая скорость.

На дистанции важно соблюдать ритмичность, иногда применяя соответствующую тактику. Дыхание регулируется следующим образом: на 2 шага — вдох, на 2 шага — выдох (один дыхательный цикл на 4 шага). Эти ритмы можно изменять в зависимости от индивидуальных особенностей участников забега.

К концу дистанции всегда наступает усталость, скорость сни-жается. Учитывая свои возможности, бегун принимает решение, за сколько метров до финиша начать ускорение. После пересечения плоскости финиша нельзя останавливаться или садиться. Не-обходимо привести организм в спокойное состояние: устранить одышку, снизить пульс, ликвидировать кислородную задолжен- ность. Деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем нормализуется за счет небольшой динамической работы основных мышечных групп при ходьбе, а также при выполнении упражнений на расслабление: при вдохе нужно идти на носках, руки — на поясе или голове; затем руки опустить, ссутулиться, делая полный продолжительный выдох.

Техника прыжков. Прыжки и прыжковые упражнения имеют большое значение для развития силы, быстроты и ловкости. Они

* выполняются за счет скорости разбега и отталкивания, подбра-сывающего прыгуна в полетную фазу. Прыжок в длину с разбегу

г (рис. 17.5),

 

Рис. 17.6. Прыжок в высоту способом «фосбери-флоп)

Предупреждение травматизма в легкой атлетике

Причинами возникновения различных повреждений и травм во время занятий по легкой атлетике могут быть:

- плохая организация занятия;

- низкая дисциплина;

- неудовлетворительная методическая подготовка преподавателя;

- некачественная подготовка мест занятий и инвентаря;

- невыполнение указаний преподавателя.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: