Германцы и Римская империя от 100 до 600 г. по Р. X

Ближе других к образованным странам древности стояли южные кельты, или галлы. Издавна пролегала чрез Галлию торговая дорога, соединявшая Средиземное море с Северным. Около 50 г. до Р. X. галлы были покорены Цезарем, вошли в состав Римской империи и романизовались, т. е. приняли язык, школы, городское устройство римлян.

Своим валом римляне захватили юго-западный угол страны германцев, между Средним Рейном и Верхним Дунаем. В крепостях и лагерях на границе поместили 15 легионов, т. е. более половины всей военной силы империи. Поселения римских солдат обрастали торговыми и ремесленными слободами и превращались в большие города. Так возникли Кёльн (Соloniа), Страсбург, Вена (Vindobona), Будапешт.

Римский вал положил конец грабительским набегам германцев. Ближние к империи племена сбились теснее в за-рейнской стране и поневоле должны были перейти к распашке земли. Этих германцев описал около 100 г. после Р. X. современник императора Траяна, Тацит. Земледелие все еще считалось у них занятием низшего рода. Силач-воин в мирное время охотился или лежал по целым дням лениво на медвежьей шкуре и посылал в поле женщин и стариков; он отдавал земли рабам и крепостным (литам), которые выстраивали себе избы; хозяин ограничивался тем, что отбирал у рабочих долю урожая, приплод скота, шерсть и холст.

Тацит выхваляет великолепный рост и здоровую красоту германцев: римляне кажутся ему выродками сравнительно с этими дикарями. Все спасение империи в том, что они раздроблены. У них нет властей для разбора тяжб и для наказания за обиды; только жрецы могут поразить злодея проклятием божества. Жрецы исполняют также гадания: когда племя задумало набег, они выводят из заповедной рощи священных коней, запряженных в божьи колесницы, и определяют по их ржанью и встряхиванью, будет ли удача. Общие дела, касающиеся всего племени, решаются на сходке воинов. Сначала собирается совет вождей и обсуждает, что довести до сведения всей массы воинов. На общем собрании все могут говорить свободно, у вождей нет преимущества; председатель сходки — верховный жрец племени. Согласие или неодобрение собравшиеся выражают стуком оружия.

Вожди выбираются сходкой всех свободных, но они могут составить себе дружину из особо преданных людей. Вступающий в дружину клянется верно служить господину. На войне дружина на конях окружает вождя, как его гвардия, во время мира она — его почетная свита. Все, что добудут на войне дружинники, достается вождю; в свою очередь, он обязан кормить их и снабжать оружием. В дружину знаменитого вождя нередко вступают молодые люди чужих племен, увлеченные его славой. Если у вождя большая свита, его боятся, ему посылают в подарок коней, сбрую, оружие, ожерелья, деньги.

В середине III в. напор германцев стал еще сильнее. Большие отряды племени готов перешли Дунай, разграбили всю Грецию до Афин, захватили в Византии торговые суда и перекинулись в Малую Азию; иные добрались даже на своих ладьях до устьев Нила. Одновременно западногерманское племя алеманнов пробилось через римский вал у Рейна, начались набеги шотландских горцев с севера Британии и трудная борьба с большим Персидским государством. Римских войск не хватало для отражения всех этих врагов и разорителей. Каждая область, чуть ли не каждый город должны были защищаться сами на свой страх. Никто не видел помощи из Рима; императора перестали слушаться, наместники областей провозглашали себя самостоятельными государями.

На 100 лет империя загородилась от нападения варваров. Но ради этой защиты ее население принесло слишком тяжелые жертвы, и силы ее были близки к истощению. Из жителей империи все равно нельзя было набрать нужного числа солдат; приходилось нанимать на службу германские племена, чтобы отбиваться от других варваров. Армия IV в. в большинстве состояла из чужих людей. Во многих местах крестьяне, измученные тяжелыми оброками и работами, уходили в леса и составляли шайки разбойников. Часто богатые люди, не желая отдавать свое достояние казне, составляли завещания в пользу церкви; их имущество переходило в управление епископов; а сами они, записавшись клириками (церковниками), сохраняли за собой часть доходов до своей смерти. Многие старались вовсе уйти от тягостной службы на империю и от всякой работы, так как большую часть заработка все равно отнимет казна, и становились монахами.Чем больше напрягала империя свои силы, тем более беднела она людьми и средствами. Между тем в варварском мире готовились большие передвижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: