double arrow

Германские народы и римская церковь

К VII в. нынешние европейские страны — Испания, Англия, Франция, Германия, Италия, Голландия и Бельгия, Швейцария, Дания и Скандинавия — были захвачены германскими племенами. Но германцы были различно распределены в этих областях. Если провести по карте косую черту через Западную Европу от пролива, разделяющего Ирландию и Англию, до восточного угла Альп, то направо окажутся земли, сплошь занятые германцами (в Британии — англосаксы, по Рейну — часть франков, в Германии — саксы, швабы, баварцы и др.); налево — земли, где германцы поселились разрозненно, колониями, среди более многочисленного старого населения (вестготы — в Испании, часть франков — в Северной и Средней Галлии, бургунды — на Роне, лангобарды — в Северной и Средней Италии). В первых германцы сохранили свой язык и удержали дольше черты прежнего устройства. В последних они скоро потеряли свои особенности и приняли язык туземного населения, говорившего на романских наречиях. Это различие чисто германских и смешанных романских народов ясно было видно около 700 г.

Законы варваров. Старинное население бывших римских областей сохранило свои обычаи, устройство суда и законы. По примеру римлян германцы стали составлять записи своих обычаев, которые прежде хранились жрецами и передавались устно. Эти Законы, как они названы по-латыни, мы зовем Правдами — по сходству их с Русской Правдой. Самая старинная из них — Салическая Правда, или Закон салических франков.

Законы германцев составлены на очень грубом латинском языке. Их главная цель — установить порядок при разных столкновениях между людьми. В случае убийства родственникам позволялось мстить родне убийцы. Месть можно было заменить выкупом (вергельд), который платился отдельно от штрафа в пользу короля. В выкупе оценивалась не человеческая жизнь вообще, а звание и сила потерпевшего. За убитого свободного надо было заплатить больше, чем за раба; за германца больше, чем за римлянина; за королевского дружинника больше, чем за простого человека. За увечье, за отрубление руки, пальца, носа, уха, прокол глаза и другие раны были положены точно вычисленные суммы выкупа. Убийца, уплатив должное, не подвергался наказанию. Это варварская черта; римский закон, напротив, признавал за личностью одинаковую цену независимо от звания и, кроме того, преследовал обидчика как лицо, опасное для общества.

Очень рано епископы города Рима стали считаться выше других. Это объясняется первенством над всеми другими городами Рима, который люди привыкли называть «вечным городом», «средоточием мира». На римского епископа перешло название старинного великого жреца древнего Рима (понтифекс); другое его обычное имя было папа, т. е. отец. Утвердилась вера, что первым епископом Рима был старший апостол Петр, которому Спаситель сказал слова: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». В Риме показывали и могилу св. Петра, которая с каждым годом привлекала все более и более богомольцев. Значение римских епископов поднялось еще выше, когда на Западе не стало императора и области империи начали переходить в руки варваров. Италия переживала особенно тяжелую пору со времени прихода страшных лангобардов, которые опустошили почти весь полуостров и не раз подступали к стенам Рима. Лангобарды отрезали западный берег Италии и Рим от сообщения с византийским наместником в Равенне. Среди этих бедствий римскому епископу приходилось самому принимать меры для защиты и охраны населения.

В 590 г. папой стал Григорий I, выбранный единодушно духовенством и народом. Он был из богатой старинной семьи и сначала занимал должность префекта (градоначальника) Рима. Его видели на улицах в тонкой шелковой одежде, украшенной драгоценными каменьями; как вдруг, увлеченный монашеским движением, он постригся и отдал свое большое состояние на устройство монастырей. Избранный папою, Григорий I открыл свое управление большим очистительным обрядом, чтобы отвратить свирепствовавшую в то время чуму. К церкви Божьей Матери двинулись с разных концов города монахи и все население, дети и взрослые, предводимые духовенством, все в черных платьях, с покрывалами на головах. Народ собрался семью большими отрядами от семи приходов города; начальниками их были семь диаконов (управителей) римской церкви.

Григорий I, искусный хозяин и управитель, выдавался также как богослов, поэт, композитор. Он собрал народные сказания о чудесах и святых, составил церковные песни и ввел в церкви пение, близкое к народным ладам. В сочинениях Григория I изложено учение о чистилище; по этому учению, принятому латинской церковью, грешные души пребывают во временном аду, из которого их могут избавить молитвы церкви.

В Англии сначала действовали христианские проповедники из соседней кельтской Ирландии. В обрядах они отличались от остальной церкви: крестили взрослых под открытым небом в реках, служили не на латинском, а на народном языке, молились в деревянных небольших часовнях, где не было ни алтаря, ни икон. Григорий I отправил из основанного им в Риме монастыря 40 монахов и назначил их настоятеля Августина епископом Англии. Папа дал проповедникам подробное наставление, как поступать с язычниками. Главное — не навязывать новой веры насильно и резко. Где они найдут хорошо выстроенный храм старых богов, они не должны разрушать его, а лишь удалить из него идолов; затем приготовить святой воды, окропить ею здание, поставить алтарь и в нем положить мощи. Пусть также не уничтожают старинных обрядов, например обычая приносить в жертву быков или окружать храм шалашами из ветвей и зелени. Пусть народ по-прежнему в привычные дни сходится на веселье и закалывает животных, но уже не в виде приношения дьяволу, а для христианского пиршества, во имя и в честь Бога.

Вместо странствующих ирландских проповедников в Англии появились постоянные священники; они не должны были покидать свои приходы и подчинялись епископам, которые получали утверждение из Рима. Новое духовенство старалось превзойти ирландцев в учености: были устроены школы, где изучали латинский и греческий языки; кроме Библии читали Вергилия, Овидия и Тита Ливия, переписывали в роскошных экземплярах рукописи. Вместо скромных ирландских часовен стали строить большие каменные церкви, выписывать из Галлии каменщиков и живописцев, чтобы воздвигать здания «наподобие римлян».

Франкское государство в VIII в. В большом государстве Меровингов, распространившемся за Рейн, соединялись романские и германские земли. Они составляли две непохожие половины: первые — западную, разделявшуюся на Нейстрию и Бургундию, вторые — восточную, называвшуюся Австразией. Эти половины имели иногда разных королей, иногда одного короля; в каждой части королевства был свой майордом (дворецкий), который заведовал раздачей земли и награждением королевских слуг и дружинников. Когда майордомы стали водить в поле отряды королевских лейдов, они сделались сильнее, чем короли династии Меровингов. Около 700 г. майордом Австразии Пипин устранил других дворецких, захватил управление всем государством и стал утверждать королей в их сане.

Его сын, майордом Карл, прозванный Мартеллом, т. е. Молотом, не назначал короля вовсе. Ему пришлось встретиться с сильным нападением арабов, пришедших из-за Пиренейских гор. Арабы уже захватили юг, долины Гаронны и Роны и приблизились к Луаре. Под Пуатье их остановило собранное Карлом ополчение из франков и других им подвластных германских племен. В семидневной битве германские воины выдержали натиск арабской конницы; но они сами едва поверили своей победе, когда оказалось, что арабы покинули лагерь и ушли на юг (732 г.).

Союз Каролингов с папами. В то же время совершились события, которые еще теснее связали папу с франкскими правителями. Сын Мартелла, майордом Пипин Малый, решил свергнуть последнего Меровинга, у которого не было никакой власти, и сам принял корону (династия называется по имени ее знаменитого представителя, Карла Великого, Каролингами). На военном собрании его подняли на щит при стуке оружия и провозгласили королем. В знак новой высшей власти Пипин принял помазание от епископа, уполномоченного папой.

Вскоре лангобардский король завоевал почти все владения Византии в Средней Италии и подступил к Риму. Папа Стефан II отправился за Альпы и просил Пипина спасти владения апостола Петра; король получил при этом от папы сан патриция, т. е. покровителя Рима. Пипин два раза ходил за Альпы и отбил лангобардов. Отнятые у них земли, бывшие владения Византии, лежавшие кругом Рима и Равенны, он подарил св. Петру и отдал в самостоятельное управление; ключи от захваченных городов были положены на гробницу апостола. С этой поры папа был признан светским правителем и возникло особое церковное государство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: