Начало великого переселения

Скоро на готов напали гунны, дикий кочевой народ азиатского происхождения. Готы разделились: остготы (восточные) вынуждены были следовать за гуннами и служить им; вестготы (западные) ушли от гуннов и придвинулись к Дунаю с требованием, чтобы им отвели землю в пределах империи. Император согласился поселить готов в нынешней Болгарии с условием, чтобы они выдали оружие, за что римляне возьмутся снабдить их на первое время хлебом. Римские чиновники, однако, дали себя подкупить, оставили готам оружие, но обманули их на доставке хлеба. С голода готы стали продавать в рабство жен и детей, наконец, бросились жестоко грабить кругом, ничего не оставляя, «кроме неба и земли». Выступивший против них император Валент был разбит при Адрианополе и погиб. Готы подступили к Константинополю (378 г.).

Конец Западной империи. В середине V в. страшные кочевники гунны, которые дали толчок всему движению восточногерманских племен, появились в Средней Европе. Награбленные ими богатства и главный лагерь их находились в нынешней Венгрии на равнине Среднего Дуная. Отсюда гуннский вождь Аттила, прозванный «бичом Божиим», двинулся с большой ордой на запад, прошел вверх по Дунаю, переправился через Рейн и вторгся в Галлию. Его встретил Аэций, варвар на римской службе, с большими силами из союзных вестготов и франков (живших на Нижнем Рейне). На стороне Аттилы были подчиненные гуннам остготы. Таким образом, германцы сражались за и против Рима и решали его судьбу (451 г.). Аттила был отбит и ушел на Дунай. Но ничтожный император Валентин III, последний из рода Феодосия, приказал убить Аэция. Не встречая больше сопротивления, Аттила двинулся на Италию. Чтобы удержать гуннов от разграбления Рима, к Аттиле послали римского папу (епископа) Льва I с большими подарками. Аттила ушел из Италии, но три года спустя Гейзерих напал на Рим с моря и сжег «вечный город».

В Италии всем распоряжались начальники германских наемных войск. Они возводили и свергали императоров. Наконец германцы, хорошо понимавшие, что империя держится только их силами, потребовали, чтобы им выдана была в Италии треть земли, так же, как это уже было сделано в провинциях. Начальник германских отрядов Одоакр наделил своих воинов, лишил императорского титула малолетнего Ромула Августула (т. е. маленького Августа) и в качестве германского короля осел в Равенне у Адриатического моря (476 г.). Десять лет спустя Хлодвиг, предводитель салических франков, завладел остатком римской провинции Галлии.

Эти события впоследствии назвали падением Западной Римской империи. Но современники не заметили в них чего-либо особенно нового и решительного. Германцы уже в течение 100 лет служили империи, заполняли ее войско, получая в вознаграждение землю; их конунги возводились в сан консулов, патрициев, заменяли римских наместников. Никому не приходило в голову, чтобы империя могла прекратиться; в Константинополе оставался по-прежнему император. Восточный император считал себя теперь властелином всей Римской империи; он не имел только средств, чтобы отвоевать Запад.

Германо-римские государства. Так как германцы враждовали между собою, римское правительство пыталось поднять их друг против друга.

Так же, как Остготское королевство, были устроены Вестготское и Вандальское. Иные порядки установились в Королевстве Франкском. Хлодвиг после победы над римским наместником принял христианство, но не по арианскому обряду, как все другие германцы до него, а по католическому. Опираясь на сочувствие духовенства, Хлодвиг изгнал из юго-западной Галлии арианцев-вестготов; его сыновья подчинили себе Юго-Восточную Галлию, в которой село племя бургундов. Франки иначе расселились в стране, чем готы и вандалы. Часть их осталась на старой родине по Рейну и притокам его; салические франки, двинувшиеся в Галлию вместе с Хлодвигом, заняли тесной массой Северную Галлию от левых притоков Рейна до Сены и Луары. Из всех германо-римских государств удержалось только Франкское. Остготское и Вандальское были покорены в VI в. восточным императором, а Вестготское в начале VIII в. было завоевано мусульманами.

Второе восстановление империи при Юстиниане. В начале положение Юстиниана (527—565) было очень непрочно в самом Константинополе, где император зависел от больших партий цирка, зеленых и синих. Зеленые были монофизиты (т. е. отрицали человеческую природу Христа), а синие — православные. Так как Юстиниан притеснял зеленых и держался синих, зеленые подняли бунт и с кличем «Ника!» («Победа!») провозгласили другого императора. Юстиниан хотел бежать на кораблях, но его спас Велизарий, только что вернувшийся из похода против персов. Велизарий загнал мятежников с их императором в цирк, и его солдаты перерезали более 30 000.

Нравы общества на Западе. Уже с III в., когда начались вторжения варваров в империю, западные города пришли в упадок; стала исчезать искусная работа художников и мастеров ремесла; многие местности обезлюдели от бегства земледельцев. Восстановители империи IV в., иллирийцы, не вернули ей богатства и благосостояния; напротив, усиленной податью, требованием поставок на войско, постоем иноземных солдат они увеличили истощение и бедность. Переселения германцев сделали положение еще хуже. В стране обработанных полей и виноградников варвары продолжали охотничью жизнь своей старинной родины, вытаптывали нивы и сады. Неумеренные в еде и питье, они быстро уничтожали запасы и бросались грабить соседей. Свои ссоры и обиды они решали не судом, а местью и собственной расправой; всюду на дорогах можно было наткнуться на засаду воинов, которые подстерегали своих врагов. Бога Всевышнего и Христа эти страшные люди представляли себе грозными небесными властителями, наподобие Водана (Одина), языческого бога буйного ветра и войны.

С 600 г., когда Европа обеднела и опустилась умственно, первенство в промышленном деле, в науке и в могуществе переходит к народам Передней Азии и Северной Африки. В свою очередь, эти народы объединились в государство арабов, кочевого племени, принявшего новую веру, ислам.

«Средневековый Запад зародился на развалинах римского мира. Рим поддерживал, питал, но одновременно и парализовал его рост. Прежде всего Рим передал средневековой Европе в наследство драматичную борьбу двух путей развития, символизируемую легендой о происхождении города, согласно которой Рим, замкнутый стеной, восторжествовал над Римом без границ и без стен, о котором тщетно мечтал несчастный Рем.

Римская история, которой положил начало Ромул, оставалась, даже в период наибольших успехов, лишь историей грандиозного закрытого мира...

Десять веков потратил средневековый Запад, чтобы сделать выбор между стоявшими перед ним альтернативами: замкнутая экономика или открытая, сельский мир или городской, жизнь в одной общей цитадели или в разных самостоятельных домах».

Жак Ле Гофф

«...Варвары неуклонно поднимались по ступеням римской социальной лестницы... сами римляне начинали двигаться в прямо противоположном направлении... Пятый век был эпохой, когда римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, на какой-то период застыли, взирая друг на друга... Эта короткая фаза социального паритета стала периодом неустойчивого равновесия между Варварством и Цивилизацией».

Арнольд Дж. Тойнби

 

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР

С древних пор Аравийский полуостров был заселен многочисленными семитскими племенами. Население Аравии в силу географических условий подразделялось на две части: скотоводов-кочевников пустынь (бедуинов) и оседлое земледельческое, а также торговое население оазисов (Неджд, Йемен, Хиджаз). В I тысячелетии до н.э. многие семитские племена превратились в протогосударства и нередко вступали в столкновения с войсками могущественных государств - Ассирии, Вавилонии, Персии. Возглавляли протогосударства Аравии избиравшиеся на определенный срок жрецы. Исполнительная власть в государствах принадлежала наследственным министрам - мукаррибам, которые во время войны обретали чрезвычайные полномочия. Это обстоятельство постепенно превратило мукаррибов в подлинных правителей государств, ограниченных, однако, советом родовой знати. Во II-IV вв. аравийские протогосударства проводили активную внешнюю политику: воевали друг с другом, нападали на Египет, государства Малой Азии. Но в V-VI вв. большинство государств Аравийского полуострова охватил глубокий кризис. Захват в 570 г. иранцами Йемена нарушил безопасность прохождения торговых караванов, оторвал Хиджаз от южных транзитных путей, и резко ударил по жившим за счет торговли арабам.

Сердцевиной Хиджаза была Мекка. Упадок торговли грозил не только благосостоянию государства, но и самому его существованию. Нужно было срочно искать выход. Мекканским арабам удалось не только выжить, но и добиться неслыханной удачи. Произошло это благодаря появлению ислама - новой монотеистической религии, сложившейся на местной арабской основе под сильным влиянием со стороны иудаизма и христианства.

Священной книгой последователей ислама, мусульман, считается Коран. Его истинным автором признают Аллаха. Коран состоит из сур - слов пророка Мухаммеда (ок. 570-632 гг.), понимаемых как откровение Аллаха. Главный догмат ислама - «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха» - утверждает принцип единобожия и налагает на последователей ислама обязанность подчиняться воле Аллаха. Религиозным центром ислама стала Мекка, а главным святилищем - храм Каабы с вделанным в его стену божественным черным камнем.

Мухаммеду удалось довольно быстро не только распространить свое учение, но и объединить аравийские города, кочевые племена, и стать первым правителем мусульманской державы - Арабского халифата. На основе ислама сложился шариат - свод этических и правовых норм. Ислам придал своеобразное направление и развитию государственности у арабов. В соответствии с Кораном, не признававшим различий между церковью и государством, верховной религиозной (имамат) и светской (эмират) властью обладали халифы. Центральная власть, государственный аппарат халифа эффективно управляли всей огромной страной, для чего была налажена регулярная почтовая связь с окраинами, реорганизованы войска (солдаты получали жалование из казны или наделялись землей), по персидскому образцу были созданы полицейские отряды, строились дороги, каналы и т.п. Вновь завоеванные территории разделялись на наместничества и управлялись эмирами.

Верховным собственником всех земель халифата было государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на две группы: облагаемые налогами общинные земли, небольшие частные владения (мульки), икта - условные землевладения чиновников и офицеров; и необлагаемые налогами владения халифа и его семьи (савафи), земли религиозных учреждений (вакфы), наделы простых воинов (катиа).

Одну из основных задач приверженцы новой религии видели в обращении всех инаковерующих в свою веру, именно этим и объясняется та энергия, с которой арабы вели завоевания. После объединения Аравии в единое государство арабы обращают свои взоры на Византию и Иран. В 30-40-е годы VII в. арабская конница невероятно быстро отвоевала у Византии огромные территории: Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Кипр. В конце VII в. арабы захватили и остров Сицилию.

К 651 г. завершилось завоевание Ирана, мусульмане дошли до границ Китая. В начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье, области Средней Азии между реками Амударьей и Сырдарьей. В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд. В 711 г. арабы начинают завоевание Испании, а после ее покорения вторгаются во Францию. Однако продвижение исламских воинов в Западную Европу было остановлено в 732 г. франкским государем Карлом Мартеллом.

Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный, во-первых, внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда; во-вторых, расколом внутри ислама на суннитов, ортодоксально понимавших слова Корана, и шиитов, подвергавших слова Корана иносказательному толкованию; в-третьих, значительным социальным расслоением; в-четвертых, этнической разнородностью и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения (мавали). Огромное государство распалось, наместники-эмиры захватили власть в провинциях, и к концу IX века на месте мировой империи появился десяток враждебных эмиратов и султанатов.

В 945 г. западно-иранская династия Буидов захватила столицу халифата - Багдад и лишила халифа политической власти, сохранив за ним лишь власть духовную. Окончательно халифат прекратил свое существование в середине XIII в., когда в 1258 г. его столицу покорили монгольские завоеватели.

Арабские завоевания создали цивилизацию, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций. Распад халифата не повлиял негативно на культуру исламской цивилизации: в X-XI вв. она переживала свой наивысший взлет. Арабские переводы Аристотеля, Эвклида, Гиппократа познакомили Западную Европу с сочинениями греческих мыслителей. Арабский «ноль», добавленный к индийской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры были заимствованы европейцами у арабов. Широкое распространение получил оформившийся классический литературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Многие города халифата стали крупнейшими научными и культурными центрами средневековья. В Багдаде существовало особое учреждение - «Байт аль-Хикма» («Дом мудрости»), при котором имелись богатейшая библиотека и обсерватория. Города Багдад, Басра, Дамаск, Иерусалим, Мекка, Медина, Бухара, Самарканд, Александрия, Кордова и др. восхищали своей архитектурой и на весь мир славились как крупнейшие центры ремесленного производства и торговли.

В 7 в. в Аравии зародилась третья по времени возникновения — после буддизма (5 в. до н. э.) и христианства (1 в.) — мировая религия. Ее название ислам значит — “покорность Богу”, а принятое в Европе наименование мусульманство происходит от арабского муслим — “покорный”.

До принятия ислама большинство населявших Аравийский полуостров арабов жило племенами — кочевыми и оседлыми. Арабы поклонялись разным богам — религиозные верования разобщали племена, приводили к вражде между ними. Главной святыней для всех арабов была Кааба (по-арабски — “куб”) — храм в городе Мекка, в восточном углу которого был вмурован черный камень, предположительно метеорит, упавший с неба. Вокруг Каабы были установлены статуи богов, которых почитали жившие в Аравии племена. Ежегодно в Мекку со всего полуострова стекались тысячи арабов, чтобы поклониться черному камню. Богатые купцы, державшие власть в Мекке, извлекали из этих посещений Каабы немалую выгоду.

Основателем ислама был житель Мекки Мухаммед (570— 632 гг.). Согласно преданию, в 610 г. житель Мекки Мухаммед (ок. 570–632 гг.) выступил против древнеарабского многобожия, с проповедью покорности единому богу – Аллаху (ислам по-арабски – “покорность”). Он призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам, верить в одного только Бога — Аллаха и в то, что Мухаммед пророк Его. Эта проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что Мухаммед, объявивший себя посланцем Божиим, пожелает встать во главе Мекки, а также запретит посещение Каабы. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т. е. “Городом пророка”). Это событие, называемое по-арабски хиджра, т. е. “переселение”, стала точкой отсчета мусульманского летосчисления (622 г.).

В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба после разрушения находившихся там статуй богов стала главным святилищем мусульман.

Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Полное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.).

Священная книга ислама — Коран (по-арабски — “то, что читают”) — составлена из речений Мухаммеда, записанных его сподвижниками; сам пророк был неграмотен. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения,запреты и т. п. Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, a Myхаммед — его посланник: молитва, состоящая из ряда поклонов, сопровождаемых восхвалениями Аллаха: молиться можно где угодно (дома, в поле, на дороге и т. д.), но обязательно обращаясь лицом к Каабе; предписывается пять молитв в сутки; пятница — день всеобщей молитвы, она всегда проводится в мечети (дом для молений, для проповедей духовных лиц, одновременно — помещение для религиозных школ; каждая мечеть имеет один или несколько минаретов — высоких столпов, с которых пять раз в день верующих оповещают о наступлении времени очередной молитвы);
пост (ураза) — воздержание от пищи, питья и развлечений; главным и обязательным для всех (кроме больных, тех, кто в пути и т. д.) является пост в месяц рамадан, приходящийся на различное время года; всегда запрещено есть свинину, пить алкогольные напитки, играть в азартные игры;
хаджж — путешествие в Мекку и посещение Каабы (но только при наличии у верующего средств и физических сил для такого путешествия);
налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных.
Иногда к обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до “священной войны” против немусульман (называемой газават).

Ислам возник подвлиянием иудаизма и христианства:
Бог мусульман — тот же Бог, которому поклоняются иудеи и христиане; единственный и всемогущий, создатель мира, земли, растений, животных и человека, все совершается по его воле;

Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников — Моисея, Иисуса, которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставитьих на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира;
мусульмане так же, как и христиане, верили, что придет день Страшного Суда, когда Бог воскресит всех мертвых и будет судить людей поих поступкам, посылая одних в рай, а Других — в ад;
важнейшей в исламе (как и в христианстве) является идея равенства всех верующих перед Богом независимо от происхождения, национальности, имущественного положения.

В отличие от христианства, в”котором единобожие сочетается с верой в Троицу (Бог-Отец. Бог-Сын, Бог-Дух Святой), для ислама характерно строжайшее единобожие; ислам резко отрицает христианское представление о Троице. Правда, в верованиях простого народа большое место занимают ангелы и святые — заступники перед Аллахом, а также злые духи — шайтаны иих глава Иблис.

Культура исламской цивилизации начала развиваться одновременно с государственностью. Распад халифата не повлиял на нее отрицательно: в X-XI вв. арабо-мусульманская культура переживала свой наивысший взлет. Формировались догматика и исламское право, богословские споры затрагивали вопросы веры и разума, свободы воли и предопределения, создавались образцы утонченной поэзии, философские и исторические произведения, медицинские трактаты, работы по физике, химии и астрономии.

Такой быстрый расцвет объяснялся несколькими причинами. Во-первых, городская культура арабов уже в VII в. достигла довольно высокого уровня: был выработан литературный язык, развивалось поэтическое творчество и ораторское искусство. Во-вторых, в халифат включались культурные центры с давними традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов.

На территории завоеванного Ирана творили выдающиеся поэты и ученые: Фирдоуси, прославившийся поэмой "Шах-наме" ("Книга о царях"), ученый-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна), астроном Бируни. В Александрии, в городах Сирии арабы знакомились с плодами античных искусств и наук. Переводы с греческого на арабский язык стали появляться уже в конце VII - начале VIII в. Расцвету арабской культуры способствовало достаточно терпимое отношение к чужим традициям. В особо привилегированном положении (по крайней мере, на первых порах) были христиане и иудеи, которых мусульмане уважительно называли "людьми Писания". В результате и те, и другие много сделали для того, чтобы греческая культура, прежде всего философия, стала доступна исламскому миру. Арабы, сталкиваясь с инородцами и иноверцами, превосходящими их в культурном отношении, умели учиться у них, постепенно добиваясь первенства. Сфера воздействия и распространения духовной культуры, созданной в арабском халифате, была огромна. Она охватывала не только страны Востока, но и Запад. Европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием трудов арабских ученых. Мощный толчок европейскому рационализму дали еврейские, арабские и персидские философы, хорошо знакомые с трудами Аристотеля. Светская поэзия в Европе, очагом которой явилась Южная Франция, вобрала в себя некоторые традиции персидской любовной лирики. Исламская цивилизация, оказавшая сильное культурное воздействие на Западную Европу, на протяжении средних веков и отчасти в новое время представляла значительную военную угрозу. Среди всех цивилизаций Востока она занимала наиболее наступательную позицию.

 

 

Византия

Империя в VII в. Недолго продержалась империя в том виде, как ее восстановил Юстиниан. Император находился в Константинополе, или Новом Риме, и ему было трудно удержать за собой старый Рим и Италию; папа имел здесь больше силы, чем императорский наместник, и был почти независим от Константинополя. Очень слаба была власть императора также в Сирии и Египте, где большинство населения составляли еретики. В начале VII в. император Ираклий, в качестве «наместника Божия» в долгой «священной войне» с персами, вернул отнятые ими области, Сирию и Египет, и восстановил разрушенные ими святыни Иерусалима; но не прошло десяти лет, как те же земли были захвачены новой, неожиданно возникшей державой арабов-мусульман (около 640 г.). Монофизитское население, плохо подчинявшееся империи, быстро оторвалось от нее и признало господство новых владык, которые облегчили его подати. Для столицы особенно тяжка была потеря Египта, снабжавшего ее хлебом. Полстолетия спустя (около 700 г.) арабы завоевали Карфаген. Несколько раз опустошали они Малую Азию и три раза подступали с флотом к Константинополю.

К 700 г. империя сократилась вчетверо против тех размеров, которые она имела в 560 г. при Юстиниане. За нею остались только юго-восточная часть Балканского полуострова, Малая Азия, на западе — Сицилия и обрывки Италии. Империя сжалась, но зато стала цельнее в своем составе. В ней остались почти одни старые греческие области. Она обратилась в Византию (по имени ее греческой столицы). В суде, канцеляриях, в изложении законов, при дворе латинский язык заменили греческим. Государь вместо имени императора и Августа стал называться василевсом (у славян — царем; слово «царь» есть сокращенное «цезарь»). Но империя считалась продолжением римской державы, и ее население звалось по-прежнему ромеями (римлянами).

Власть царя византийского нельзя назвать совершенно неограниченной. Он должен был прислушиваться к мнению синодов, больших собраний епископов. У владык были крупные владения и часто громадное хозяйство; епископ участвовал в суде своего города, принимал различные прошения от народа.

В Новом Риме осталась, кроме того, одна черта старого Рима — именно голос столичной толпы. Народ в Константинополе пользовался раздачей хлеба от казны. По временам царь говорил народу речь с дворцового балкона; его министры следили за возгласами толпы на улицах. В большом конном цирке (ипподроме) народ разделялся на четыре партии (димы): зеленых, синих, красных и белых. Каждая партия имела выборных начальников, казну, составлявшуюся из взносов, сходилась на обеды и праздники, выставляла вооруженные отряды. Партии цирка участвовали в церковных спорах; одни примыкали к православным, другие к еретикам. Царь зависел от расположения этих партий, как показывает большой мятеж при Юстиниане.

Царь должен был также прислушиваться к настроению войска. В Византии, как и в старой империи, не было определенного порядка наследования престола. Сильный царь мог обеспечить власть своему сыну, и таким образом составлялись династии. Но власть часто захватывал военачальник, и, если он находил одобрение войска или партий цирка, он мог надеть царский пурпур. В Византии престол занимали варвары, выдвинувшиеся на службе империи: славяне, исавры (малоазийское племя), армяне, затем люди, поднявшиеся из положения крестьян, конюхов, корабельных рабочих, мясников. Захвативший власть устранял соперника или свергнутого царя путем насилия или навязывал себя царю в соправители.

Монашество. Со времени образования арабской державы на восточной границе была постоянная опасность. Чтобы предупреждать набеги мусульман, наискось по полуострову Малой Азии была устроена цепь сторожевых башен на высотах, кончавшаяся большим маяком у константинопольского дворца: посредством огней, зажигавшихся наверху башен, весть о замеченном на границе движении врага в несколько часов добегала до столицы.

Тяжелое военное положение отразилось на нравах и просвещении. Седьмой век по Р. X. (600—700 гг.) и в Византии (так же, как на Западе) был временем самого глубокого падения образованности. Христианские верования смешались с языческими поверьями, обычаями и праздниками, которые продолжали жить в народе. Случались человеческие жертвоприношения. При осаде арабами Пергама заключенные в городе, по совету одного колдуна, схватили женщину с новорожденным ребенком, рассекли их на куски и бросили в кипящий котел; солдаты окунули в котел свои перчатки в уверенности, что их оружие будет заколдовано силой этого ужасного обряда. В страхе люди искали сверхъестественной защиты, впадали в различные суеверия. Изображениям Христа и святых, иконам и статуям кланялись, как идолам; в руки статуй вкладывали св. дары и принимали от них потом причащение; или соскабливали краску на образе и глотали в виде волшебного средства вместе с причащением.

Расселение славян. В VII и VIII вв. главным врагом Византии были арабы. К 800 г. завоевания восточных арабов остановились. Больше опасности для Византии представляли в IX и X вв. народы, жившие на севере от нее.

За Балканами на север, по Дунаю, начинаются широкие равнины, прилегающие к черноморским и прикаспийским степям. Это было место кочевья диких орд тюркского (турецкого или татарского) происхождения, появлявшихся из Средней Азии. Они собирали дань со славян и подчиняли ближайшие к степи славянские племена. Большая часть южных славян, уходя от кочевников, надвинулась на Балканский полуостров и заняла места готов; славяне прошли еще дальше на юг до Пелопоннеса и смешались с туземным населением.

Около 900 г. по среднему течению Дуная, в обширных пустах, на месте аварских «колец», утвердились венгры, или мадьяры, по Нижнему Днепру — печенеги, по Нижнему Дону и Волге — хазары. Далеко кругом степей разошлись в разные стороны поселенные кочевниками славянские пленники или изгнанные ими славянские племена: в Восточных Альпах, на Карпатах, по Эльбе, Одеру, Висле, у Балтийского моря, по Днепру и Западной Двине. От расселения получились три большие группы славян: 1) южные, на Балканском полуострове (хорваты — у Адриатического моря, сербы и придунайские славяне, слившиеся с кочевым племенем болгар); 2) западные, по Эльбе, Карпатам и Висле (чехоморавы, поляки); 3) восточные (русские).

Болгары. В одном месте кочевники вошли в более тесные отношения с оседлым земледельческим населением, приняли его язык и обычаи. Это случилось с турецкой ордой болгар, которые сели среди южных славян на Дунае и передали им свое имя. Болгары стали грозить Византии, перешли Балканы и не раз подступали к Константинополю. В 811 г. царь Никифор прошел глубоко в страну болгар, но попал в засаду; византийцев всех перебили, голову царя долго носили на пике, а потом из его черепа болгарский хан Крум велел сделать чашу для пиршества. Греки должны были пойти на большие уступки. Все земли по обе стороны Балкан отошли к болгарам, кроме угла, где находился Константинополь, и береговой полосы по Эгейскому морю; болгарский хан назвался царем. Византийское правительство придумало другие средства против грозных соседей: к ним были отправлены христианские проповедники. Около 860 г. болгарский царь Борис принял крещение.

Кирилл и Мефодий. Во второй половине IX в. Византии удалось вообще далеко распространить проповедь христианства. Западнославянский народ, моравы, признали верховную власть Франкской империи, основанной Карлом Великим; к ним явились также из Германии проповедники христианства, подчиненные римскому папе. Князь моравский Ростислав, желая освободиться от подчинения германским епископам, обратился к Византии (863 г.); он говорил, что хотя моравы оставили язычество и ищут пути Христова, но не знают грамоты и некому их учить; поэтому он просил прислать человека, знакомого с языком народа и способного указать народу истинный путь к спасению.

К моравам отправили двух братьев, Константина и Мефодия, ученых греков, выросших в Македонии среди славян. Они установили в стране воскресную службу; Константин перевел на славянский язык главные места из Евангелия и ввел особую азбуку. Папа Николай I стал беспокоиться, что моравы подчинятся патриарху в Константинополе. Он вызвал братьев в Рим, чтобы увериться, правильно ли они учат. Константин скоро умер в Риме, перед смертью вступив в монашество под именем Кирилла. Мефодий вернулся на север, но стал епископом не в Моравии, а у славян Панно-нии (по Среднему Дунаю). Он ввел литургию впервые на народном славянском языке, тогда как до тех пор богослужение у европейских христиан совершалось на двух лишь языках: латинском и греческом.

В 865 г. русские из Киева напали на Константинополь с моря, сожгли часть города и навели ужас на жителей. Сорок лет спустя киевский князь Олег устроил новый большой набег на Византию, взял крупную добычу и заключил с греками выгодный торговый договор: русские купцы получили право беспошлинно ввозить товары свои в Константинополь. Они везли из своей страны меха, мед, воск и военнопленных-рабов, из Греции они обратно вывозили шелковые ткани, вино, южные плоды и пряности.

В Константинополь стали сходиться товары с Севера и Востока. Из мусульманских стран шли тонкие ткани и пряности; их перекупали у греков итальянские купцы Венеции и Амаль-фи; папы, итальянские и германские епископы выписывали из Византии дорогие облачения, храмовую утварь, художественные бронзовые двери для церквей. По всей Европе распространились золотые монеты константинопольские, византины.

Усиление Византии около 1000 г. Разбогатев в торговле, Византия могла нанять больше солдат, наделить их землей, увеличить флот, создать крупные укрепления.

Между тем ослабел и стал падать халифат, главный враг Византии на Востоке. Начиная с 960 г. империя делает опять несколько завоеваний Около 1020 г. Византийская держава простиралась от морей, омывающих Южную Италию, и от Дуная до Кавказских гор, Тигра и Аравийской пустыни. Она удвоилась в размерах и опять владела восточной половиной Средиземного моря. Византия имела теперь опору на севере: через Херсонес (по-русски Корсунь) в Крыму велись сношения с народами Русской равнины.

Усиление Византии приходится на время македонской династии. Основанная в 867 г. Василием I, она продержалась дольше других, почти 200 лет (до 1056 г.). Цари этой династии, желая окружить особой святостью наследников престола, придумали давать титул «багрянородных» тем принцам, которые рождались во время царствования отца в особой багряной палате дворца.

Между тем надвинулась опасность с двух сторон. Норманны из Северной Франции утвердились в Сицилии и прогнали оттуда сарацин. Затем они обратились против византийских владений в Южной Италии и вытеснили греков отовсюду. В один год с потерей последнего приморского города в Италии (1071 г.) Византия потерпела жестокое несчастье на востоке.

Турки-сельджуки, поднявшиеся на службе у халифов, перешли из Туркестана в Переднюю Азию и образовали самостоятельное государство. Они разгромили союзную с Византией Армению, захватили Сирию и всю почти Малую Азию, кроме северной и западной береговой полосы. Султан Альп Арслан («Храбрый Лев») в большой двухдневной битве при Манцикерте в Армении разбил и взял в плен выступившего против него византийского царя Романа IV. Турки легко утвердились в Малой Азии. Местные крестьяне, частью мусульмане, частью еретики, охотно признали турок, так как новые господа хотя и обложили их поголовной податью, но дали им свободу от крепостной работы. Обширные земли, опустошенные турками, погибли для земледелия; на них водворилось скотоводство кочевников. Понятие о величии империи действовало и на турок: султан принял имя императора ромеев, а свою державу со столицей в Никее турки назвали Рум, т. е. римской.

Дело становилось все хуже для Византии. Турки подвигались к столице, а норманнский предводитель Роберт Гюискар переправился через Адриатическое море и начал завоевание западных частей Балканского полуострова. За Византией остались лишь берега по обе стороны Эгейского моря и вдоль проливов, ведущих к Черному морю. Но и эти владения можно было удержать только с помощью наемных солдат, взятых из среды тех же завоевателей, турок и норманнов.

Византийская образованность. Во время иконоборства образованность стояла очень низко; византийцы как будто забыли свою связь с греческой культурой. Век усиления Византии был также веком возрождения науки. Фотий, Кирилл и Мефодий во второй половине IX века были очень ученые люди, знатоки древней греческой литературы. В эту пору начали разыскивать, восстанавливать и переписывать старинные рукописи, заключавшие сочинения греческих историков, географов, поэтов.

Разделение церквей. Обладая наукой древних, византийцы смотрели свысока на Западную Европу, погруженную в варварство. Эти взгляды обнаруживались в церковных спорах между римским папой, главой западной церкви (латинской по языку богослужения), и константинопольским патриархом. Папы ссылались на старинные соборные постановления, которые давали им первое место среди епископов. Во время иконоборства они стали независимы от византийского царя и при помощи франкских королей даже сделались обладателями лучших земель в Средней Италии (вотчины св. Петра). Они считали себя вправе вмешиваться в дела константинопольской церкви. После Николая и Фотия споры возобновлялись несколько раз, пока не произошел (в середине XI в.) полный разрыв между Римом и Константинополем, незадолго до потери Византией последних владений в Италии. Поводом к нему послужил следующий спор.

В Константинополе было много латинских церквей, которые посещались итальянскими купцами и богомольцами разных стран, направлявшимися в Иерусалим. Патриарх Михаил Керулларии, нетерпимый и властный, закрыл латинские церкви и громко повторил все обвинения против Рима (греки ставили в вину латинянам причащение пресным хлебом, безбрачие духовенства и прибавление к Символу веры слова «^^1^о^ие», т. е. учение об исхождении Св. Духа также от Сына). Папа Лев IX, несмотря на то, что царь Константин IX Мономах был на его стороне, не сумел уладить дело; посланные им уполномоченные держали себя в Константинополе резко, и патриарх отказался вести с ними переговоры; тогда латинский посол Гумберт положил в Софийском соборе грамоту с осуждением и проклятием патриарха и его сторонников. Керулларии созвал собор и ответил папе тем же самым (1054 г.). С этих пор прекратились переписка и посольства между западным и восточным духовенством. Вселенская церковь разделилась на римско-католическую и греко-католическую (или православную).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: