Подходы к изучению общения
В отечественной психологии
В отечественной науке подходы к пониманию общения связаны с именами ученых, которые занимались данной проблемой.
Л.С. Выготский понимает общение как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующий известной системы средств.
С точки зрения Б.Ф. Ломова, общениеследует рассматривать как специфическую систему межличностного взаимодействия, в котором реализуются субъект-субъектные отношения.
Согласно подходу А.Н. Леонтьева, общение является элементом любой деятельности, в то же время сама деятельность уже является условием общения.
В соответствии с подходом А.А. Леонтьева, общение рассматривается как один из видов человеческой деятельности.
Б.Г. Ананьев отмечает важность общения в развитии психики человека.
Согласно подходу Д.Б. Эльконина и М.Н. Лисициной, общение рассматривается как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе.
Г.М. Андреева рассматривает общение как условие присвоения индивидом достижений исторического развития человека.
|
|
Б.Д. Парыгин полагает, что общение является обобщенным понятием, включающим в себя коммуникацию, интеракцию, а также процессы взаимовлияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга. Общение – необходимое условие существования и социализации личности.
Виды потребностей в общении
Потребность в общении является сугубо человеческой. Коммуникативные действия человека могут быть вызваны самыми разными потребностями.
Потребность в безопасности проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения внутреннего страха, тревоги или внутреннего конфликта (например, не знакомые между собой люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания).
Потребность в доверительности удовлетворяется во взаимном поиске приятия, желанности себя, дружеской поддержке и симпатии, в «созвучии» переживаний. Мотив аффилиации побуждает человека испытывать привязанность, радоваться другим людям, сотрудничать и общаться с ними.
Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении человека к такому общению, при котором он мог бы обнаружить на лице, в речи и поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.
Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими людьми человек получает признание своих личностных качеств и восхищение ими, а также положительные оценки окружающих.
Потребность в осуществлении покровительства или заботы о другом человеке проявляется в стремлении кому-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом человеке, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.
|
|
Потребность в доминировании – это стремление оказывать активное влияние на образ мыслей и действий, вкусы, установки другого человека. В мягкой форме она выглядит следующим образом: если под нашим влиянием происходит изменение ситуации или поведения другого человека в желательном для нас направлении, значит, мы удовлетворяем потребность в доминировании. В жесткой форме, в гипертрофированном виде эта потребность выражается в стремлении оказывать влияние на другого ради самого этого процесса.
Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Познавая других, человек в первую очередь познает себя самого.
Потребность порождает состояние, характеризующееся напряженностью, ощущением недостатка чего-либо. Оно завершается принятием решения действовать, и человек начинает искать контакты с другими людьми. Вступая в общение, следует определить главное, потребности, ведущий мотив партнера и дать ему возможность удовлетворить эти потребности. Следует понять, каких целей стремятся достигнуть партнеры в процессе общения. Целью может быть желание:
§ прийти к согласию (к общей позиции) при противоречивых интересах (потребность в безопасности);
§ донести до другого человека свою позицию (потребность в признании, в сохранении индивидуальности);
§ понять позицию партнера (потребность в познании);
§ переубедить партнера (потребность в доминировании);
§ отказать партнеру, не испытывая угрызений совести (потребность в сохранении индивидуальности);
§ отказать партнеру, не обидев его (потребность в безопасности);
§ побудить партнера к действию (потребность в покровительстве);
§ расположить партнера к себе, понравиться (потребность в престиже);
§ погасить агрессию, гнев, раздражение со стороны партнера (потребность в безопасности);
§ умерить свой гнев, раздражение, обиду (потребность в сохранении индивидуальности);
§ противостоять попыткам манипулирования со стороны партнера (потребность в доминировании).
Функции общения
Под функциями общения понимаются роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют разные основания для их классификации (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Классификации функций общения
Автор | Функции общения | Характеристика |
Б.Ф. Ломов | Информационно-коммуникативная | Служит для передачи и приема информации с помощью различных вербальных и невербальных средств общения |
Регуляционно-коммуникативная | Заключается в регулировании поведения партнеров по общению через общий стиль деятельности, совместимость людей, синхронность их действий и т.д. | |
Аффективно-коммуникативная | Выражается в отношениях между субъектами общения, затрагивает их эмоциональную сферу | |
А.А. Брудный | Инструментальная | Характеризует общение как социальный механизм необходимый для обмена информацией в процессе управления и совместного труда |
Синдикативная | Находит свое выражение в сплочении малых и больших групп | |
Трансляционная | Выступает как функция передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев | |
Функция самовыражения | Ориентирует на поиск и достижение взаимного понимания | |
Е.В. Андреенко | Психологическая | Обусловливает развитие человека как индивида и личности, развитие его мыслительных, волевых и эмоциональных процессов |
Социальная | Определяет развитие общества как социальной системы и развитие групп как основных единиц этой системы | |
Инструментальная | Определяет многочисленные связи между человеком и миром, а также между различными социальными группами | |
Н.И. Шевандрин | Прагматическая | Реализуется людьми при взаимодействии в процессе совместной деятельности |
Формирующая | Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека | |
Функция подтверждения | Проявляется в процессе общения с другими людьми. Личность получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя | |
Функция организации и поддержания межличностных отношений | ||
Внутриличностная | Реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога) | |
Л.А. Карпенко | Контактная | Ее цель заключается в установлении контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержанию взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности |
Информационная | Выражается в обмене информацией, мнениями, замыслами, решениями | |
Побудительная | Цель этой функции – стимулирование активности партнера для выполнения тех или иных действий | |
Координационная | Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной работы | |
Функция понимания | Направлена на восприятие смысла сообщения, намерений, установок партнера по общению | |
Амотивная | Ее цель – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний | |
Функция установления отношений | Заключается в осознании и фиксировании своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду | |
Функция оказания влияния | Направлена на изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д. |
|
|
|
|