Судно предоставляет сведения о наличии на борту запасов топлива, смазочных материалов, льяльных (подсланевых) вод, других переменных запасов и их суточном расходе. В случае если при производстве последующих работ выясняется, что изменение количества запасов не соответствует заявленному расходу, судно должно предоставить доставочные листы или квитанции о сдаче, подтверждающие прием/сдачу запасов.
Полученные данные документально оформляются, и подписываются сюрвейером и представителем судна до начала расчетов.
После проведения всех замеров можно приступать к расчётам осадки судна.
Производство начального расчета
Расчеты производятся сюрвейером совместно с грузовым помощником или капитаном в соответствии с требованиями ECE/ENERGY/19 или порядком, установленным в судовой документации, в случае, если судно имеет конструктивные особенности, не позволяющие применять указанный выше метод.
После проведения расчетов сюрвейер сверяет рассчитанные данные с данными, полученными от представителей судна (судовая константа, заявленное количество груза). В случае если есть значительные различия - сюрвейер требует от представителей судовой администрации проведения повторных замеров и расчетов. После получения результатов повторных расчетов (если такие проводились), сюрвейер дает разрешение на проведение грузовых работ. Результаты расчетов документально оформляются, и подписываются сюрвейером и представителем судна.
Расчет осадки
После окончания замеров балласта, пресной воды и снятия осадок сюрвейер должен приступить к выполнению расчетов.
Рассчитывается средняя осадка отдельно по носу, миделю и корме судна по формуле:
где:
T - средняя осадка на марках, м
TЛБ - осадка на марках с левого борта, м;
TПрБ - осадка на марках с правого борта, м.
Рассчитывается наблюдаемый (видимый) дифферент по формуле:
где:
TRIMO – наблюдаемый дифферент, м;
TА - средняя осадка на марках по корме, м;
TF - средняя осадка на марках по носу, м;
В судовых документах находят величину LBM (длину между марками осадки по носу и корме). Рассчитывают поправки к осадкам на перпендикуляре отдельно по носу, миделю и корме судна по формуле:
где:
DIST- дистанция от марок углубления до перпендикуляра, м;
TRIMO - наблюдаемый дифферент, м;
LBM - длина между марками осадки по носу и по корме, м;
C - поправка к осадке, м.
Если величина LBM в судовых документах не указана, то LBM рассчитывают по формуле:
где:
LBP - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна, м;
СF - дистанция от носовых марок углубления до носового перпендикуляра, м;
СA – дистанция от кормовых марок углубления до кормового перпендикуляра, м.
Знак перед CF, CA зависит от положения марок углубления относительно соответствующего перпендикуляра, и определяется в соответствии с Таблицей.
Таблица - Определение знака в зависимости от расположения марок углубления относительно перпендикуляра.
Расположение марок | Знак CF | Знак CA |
Марки в корме от перпендикуляра | - | + |
Марки в носу от перпендикуляра | + | - |
Рассчитываются отдельно осадки на перпендикулярах по носу и корме, и миделю судна по формуле:
где:
T - средняя осадка на марках, м;
С - коррекция на перпендикуляр (может быть положительной или отрицательной), м;
TР - средняя осадка на перпендикуляре, м.
Знак поправки С (положительная или отрицательная) определяется в зависимости от расположения марок осадки относительно перпендикуляров, и дифферента судна («на нос» или «на корму») в соответствии с Таблицей.
Таблица - Знак поправки С в зависимости от расположения марок осадки относительно перпендикуляров и дифферента
Расположение марок | Дифферент на корму (TA> TF) | Дифферент на нос (TA< TF) |
Марки в корме от перпендикуляра | C < 0 | C > 0 |
Марки в носу от перпендикуляра | C > 0 | C < 0 |
где:
TA - средняя осадка на марках по корме
TF - средняя осадка на марках по носу
С - коррекция на перпендикуляр