Схема отстояния марок углубления от перпендикуляров используется при расчете значений осадки на перпендикулярах.
Рисунок – Схема отстояния марок углубления от перпендикуляров.
где:
FP - носовой перпендикуляр;
AP - кормовой перпендикуляр;
WL – ватерлиния;
Da to Df – LBM (расстояние между марками)
Рассчитывается истинный дифферент (далее по тексту - дифферент) по формуле
где:
TAP - осадка на кормовом перпендикуляре, м;
TFP - осадка на носовом перпендикуляре, м;
TRIM - дифферент, м.
Рассчитывается «средняя между носом и кормой» осадка М по формуле:
где:
TAP - осадка на перпендикуляре, на корме, м;
TFP - осадка на перпендикуляре, на носу, м;
М - средняя осадка между носом и кормой, м.
Рассчитывается «средняя из средних» осадок ММ по формуле:
где:
М - средняя осадка между носом и кормой, м;
TMP - средняя осадка на перпендикуляре на миделе, м;
MM - средняя из средних осадок, м.
Рассчитывается «усредненная осадка» МММ по формуле:
где:
МM - средняя из средних осадок, м;
TMP - осадка на перпендикуляре на миделе, м;
MMM - усредненная осадка, м.
Усредненную осадку МММ можно также рассчитать по формуле:
где:
TAP–средняя осадка на кормовом перпендикуляре, м;
TMP– средняя осадка на перпендикуляре на миделе, м;
TFP–средняя осадка на носовом перпендикуляре, м;
MMM - усредненная осадка, м.
В литературе по ДС часто можно встретить другие формулы для расчета усредненной осадки. Например, т.н. «речную» формулу, якобы предназначенную для использования на речных судах:
Следует помнить, что ни «речная», ни другие подобные формулы не зарегистрированы в ECE/ENERGY/19 [1], поэтому все негативные последствия из-за их применения будут лежать на том, кто такую формулу применил. Сюрвейерский отчет, изготовленный с использованием таких формул, может легко быть поставлен под сомнение, или опротестован.
Для того, чтобы оценить точность ДС, необходимо знать величину изгиба судна.
Изгиб судна рассчитывается по формуле:
где:
TAP–средняя осадка на кормовом перпендикуляре, м;
TFP–средняя осадка на носовом перпендикуляре, м;
TMP - средняя осадка на перпендикуляре на миделе, м;
f - величина изгиба судна, м.
Если (TAP + TFP) / 2 >TMP, то судно имеет выгиб (оконечности нагружены больше, чем мидель).
Если (TAP + TFP) / 2 <TMP, то судно имеет прогиб (середина нагружена больше, чем оконечности).
Чем больше прогиб или выгиб, тем больше погрешность ДС. Минимальная погрешность будет при изгибе судна f=0.
Вопрос влияния изгиба корпуса на точность ДС, особенно на судах класса «река-море», является материалом повышенной сложности. Следует помнить, что широко распространено ошибочное мнение, будто бы МММ достаточно полно компенсирует влияние изгиба (скручивания) корпуса на точность ДС - МММ обеспечивает точность лишь при очень незначительных значениях изгиба.