Ø Немецкий экономист, публицист, политик.
Ø Будучи убежденным сторонником протекционизма, Лист положил в основу своей концепции идею о том, что, поскольку уровень экономического развития разных стран различен, полная свобода торговли тормозит развитие производительных сил в отстающих странах.
Ø Понимая под производительными силами всю совокупность условий, необходимых для экономического развития и увеличения "богатства нации", Лист особо подчеркивал необходимость промышленного роста и предлагал стимулировать его мерами "воспитательного протекционизма", т. е. защиты от иностранной конкуренции. Считал, что любое экономическое решение следует принимать, не только исходя из его непосредственной эффективности, но и с учетом его долгосрочных и косвенных последствий.
Ø Таким образом, Лист задолго до А.Маршалла начал исследовать побочные эффекты развития производительных сил, получившие позднее название "внешних экономий" и "внешних потерь".
|
|
Джон Рокфеллер
Ø Американский предприниматель, филантроп, первый «долларовый» миллиардер в истории человечества.
Ø Путём закулисных махинаций в стиле «плаща и шпаги» и подкупа политиков Рокфеллер с партнёрами собрал под эгидой «Стандарт Ойл Компани» почти все крупные нефтяные предприятия. Эта компания контролировала 95 % нефтедобычи Америки.
Джон П. Морган
Ø Начал реорганизовывать железные дороги в 1885 году, когда он установил соглашение между двумя самыми большими железными дорогами в стране, Нью-Йоркской центральной железной дорогой и Пенсильванской железной дорогой, которое минимизировало потенциально деструктивную тарифную войну и конкуренцию между этими двумя линиями.
Ø В 1886 реорганизовал две самые важные железные дороги с целью стабилизации их финансового состояния. В процессе этой корпоративной реструктуризации, Морган стал членом совета директоров этих и других железных дорог, благодаря чему стал оказывать на них большое влияние.
Ø Во времена депрессии сформировал синдикат, который пополнил исчерпанный золотой резерв правительства США путем внесения 62 млрд.долл. в золоте для того, чтобы преодолеть кризис Министерства Финансов.
Ø Банковский сектор.
Корнелиус Вандербильт (1794-1877)
Ø Один из богатейших и успешнейших предпринимателей США XIX столетия, основатель плутократического рода.
Ø Проложил новый пароходный маршрут Нью-Йорк — Филадельфия и до того снизил цены за проезд, что конкуренты вскоре заплатили ему огромную сумму, лишь бы он им не мешал.
Ø Снизил цены на рейс от Нью-Йорка до Олбани сначала с трёх долларов до одного, затем до 10 центов и, наконец, сделал проезд вовсе бесплатным. В конце концов конкуренты заплатили ему 100000 долларов и согласились платить по 5000 тысяч в год, лишь бы он в ближайшие 10 лет не появлялся на Гудзоне.
|
|
Ø Затем он перенёс свою деятельность на реку Гудзон, где начал ещё более жёсткую войну цен против могущественного Гудзонского речного пароходства.
Ø Создал альтернативный маршрут через Панаму и очень сильно снизил цены.
Мэттью Кэлбрайт Перри (1794–1858)
Ø Коммодор Военно-морских сил США, заставивший Японское правительство (Сёгунат Токугава) положить конец вековой политике сакоку и открыть Японию для торговли с Западными странами в 1854 г.
Мицуи
Ø Одна из самых мощных финансово-промышленных монополистических групп Японии.
Ø Выросла на базе основанного в 17 в. торгово-банкирского дома Мицуи, сыграла большую роль в захватнических войнах империалистической Японии.
Ø Получая огромные прибыли, М. к началу 20 в. превратилась в ведущий концepн-дзайбaцу, захватив главные позиции в сфере финансов, торговли, в морском транспорте, горнодобывающей, текстильной и других отраслях промышленности Японии, а также Кореи.
Ø В 1938—45 проникла в сферу военного машиностроения.
Ø Занимает 1-е место в стране по угледобыче, производству удобрений, синтетических волокон и алюминия, морским перевозкам. Она имеет прочные позиции в нефтехимии, металлургии, судостроении, страховании, атомной, военной и др. отраслях промышленности.