Структура философского знания

Философия как учение о теоретически обоснованном цельном мировоззрении с необходимостью объединяет в себе два аспекта знания. С одной стороны, она дает теоретическую ориентировку человеку в мире, частью которого он является (т.е. миропонимание); а с другой, - позволяет ему уяснить смысл и цели его собственного существования, т.е. предстает как жизнепонимание. Ясно, что последняя задача не может быть разрешена без связи с первой, ибо без теоретической ориентировки в бытии вообще нельзя понять места в нем человека, значения отдельных человеческих стремлений. Ясно также и то, что философия не выполнила бы своего назначения - быть цельным мировоззрением, если бы она ограничилась одним теоретическим учением о бытии (мире), игнорируя всю область практической человеческой жизни, стремления, ценности, идеалы, которыми должен руководствоваться человек.

Все это предопределяет структуру философского знания, которое состоит из двух основных частей - учения о том, что есть (теоретической философии), и учения о том, что должно быть (практической философии). В свою очередь, теоретическая философия подразделяется на теорию бытия, или онтологию (греч. ontos - бытие, logos - учение) и теорию познания, или гносеологию (греч. gnosis - знание, logos - учение). Что касается практической философии, то в ней выделяют этику в узком смысле, философию права, философию истории и т.д.

Кроме того, в состав философского знания входят логика, эстетика, аксиология (теория ценностей), философская антропология, философия культуры, философия науки, философия техники, учение о методах и формах научного познания и, конечно же, история философии. Таким образом, в настоящее время философская теория представляет собой довольно сложную и разветвленную систему знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира. Она раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром. На первый план она выдвигает проблемы духовного мира личности, смысла жизни, сущности человеческого бытия, сознания и нравственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: