Неклассические формы диалектики

Возникновение неклассических форм диалектики было связано с необходимостью построения онтологии конечного человеческого бытия, в противовес онтологии Абсолюта. Эту задачу поставил перед собой один из ведущих представителей неогегельянства английский философ Ф.Брэдли. Его, в отличие от Гегеля, интересовала не логика движения Мирового духа, а взаимоотношение человеческого сознания с Абсолютом. Абсолют трансцендентен и недоступен пониманию, поэтому диалектика в этой версии - не свидетельство мощи человеческого разума, основанного на тождестве Абсолюта и мира, а напротив, форма проявления ограниченности человеческих познавательных способностей. Дело в том, что человек как конечное существо вынужден «трансцендировать», т.е. выходить за рамки своей исконной ограниченности. Поэтому поиск им собственной целостности - т.е. диалектика - заранее обречен на неудачу, ибо ущербное, разорванное ищет не целостность, а лишь свою «половинку». Таким образом, диалектика оказывается только логикой видимости.

Понятие противоположности и столкновения противоположностей, согласно Брэдли, это - чисто человеческое изобретение, а вовсе не пружина самодвижения Абсолюта. Бытие вообще не есть творческое движение, включающее конечное в собственное развитие как момент. Оно - условие человеческого существования как противоречивого и неподлинного, но как раз в силу своей неподлинности стремящегося к абсолютному Благу, Истине и Красоте. Наше мышление носит чисто механический характер. И формальная логика - это «механика мысли», которая не способна к синтезу. Диалектика же возникает как реакция на механический характер нашего мышления и при этом самонадеянно предлагает лишь иллюзорное преодоление его ограниченности. Формальную логику нельзя заменить диалектикой, ибо последняя такой же продукт человеческой ограниченности. Она - только символ возможности иного мышления, нежели формально-логическое, но не само это божественное мышление. Отсюда неизбежные противоречия в мысли, которые возникают из нашего стремления познать абсолютную истину. Однако путь человека к Абсолюту все же существует, и это - путь непосредственного знания, путь мистики, или «мгновенной диалектики», а не путь рефлексии и логической дедукции. Таковы вкратце взгляды Брэдли на диалектику.

Дальнейший процесс «очеловечивания» диалектики в рамках неогегельянства приводит к рассмотрению ее не как неизбежной несовершенной формы освоения человеческим разумом полноты и целостности бытия, но как переживания человеком своей ограниченности и раздвоенности. При этом все варианты неогегельянской интерпретации диалектики в основе своей исходят из разделения бытия как абсолютного бытия и человеческого бытия. В результате диалектика как форма антиномичного мышления становится выражением несовершенства человеческого типа бытия.

Учение о противоположностях, об утверждении и отрицании, о несходстве сходного занимает значительное место в современных религиозных философских доктринах, среди которых можно выделить две разновидности - протестантскую диалектическую теологию и аналектику неотомизма.

Диалектическая теология, представленная К.Бартом, Э.Бруннером, Р.Бультманом, П.Тиллихом, сложилась в первой половине ХХ столетия. Ее основу составляет апофатический путь движения к Богу, лежащий через отрицание его антропоморфных характеристик. Бог трансцендентен и запределен всему существующему, поэтому все земные аналогии искажают мысль о Нем. Современная же рационализированная религия фактически отрицает Бога в его запредельности, пытается отождествить его с земным и понятным. И в этом смысле она как система представлений и культовых действий противоположна вере. Поэтому вера - вот единственный путь к Богу, который человек может пройти, только полностью от себя «отступившись». И единственная возможность помыслить Бога - понять его немыслимость. В результате диалектика веры заключается в постоянном переживании человеком себя как противоречия: веруя, он выходит за собственные рамки, отрывается от самого себя и приближается к Богу; возвращаясь же к себе, в свое «слишком человеческое», он лишается веры и живой связи с Богом.

В центре внимания неотомизма также находятся взаимоотношения Бога и мира, Бога и человека. Но они лишены того заряда отрицательности, который характерен для «диалектической теологии». В отличие от протестантских философов, неотомисты признают катафатический (от греч. - утвердительный) путь приближения к Богу, предполагающий возможность позитивных утверждений о Нем. И возможность эта основывается на так называемой аналогии бытия - центральном понятии неотомизма.

Согласно принципу аналогии бытия, между Богом и творением существуют отношения несходства сходного и сходства несходного. Поэтому диалектика, понимаемая как единство различного (а не взаимоисключающего) и основанная на принципе аналогии бытия, получила название «аналектика» (Б.Лакебринк). Главное в аналектике - это взаимопроникновение полярностей, их гармония, единство различного, несходного, т.е. Бога и мира. Полное сходство без внутренних различий, по мнению неотомистов, было бы тождеством Бога и мира, их совершенным слиянием, что характерно для пантеизма. А признание абсолютного различия, противоположности Бога и мира вело бы к различным вариантам дуализма, скрывающим полную богооставленность человека. И только аналогия несет в себе тайну сотворения мира Богом. Она помогает соотнести различные сферы бытия, различные его модусы (конкретные проявления), увидеть единый замысел в самом различном, построить целостную картину мира.

Представители Франкфуртской школы (М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно) разработали так называемую «негативную диалектику», центральной проблемой которой является отношение «человек и социальное бытие». Они исходят из того, что в современном мире в результате объективирования в трудовой, социальной и познавательной деятельности творческие потенции человека угасли. Продукты этой деятельности, превратившись в товар, окончательно отделились от своего создателя, а общество предстало в качестве механического агрегата вещей и людей, которые относятся к себе подобным как к вещам. Поэтому насущная потребность современности - восстановление целостности рассыпавшегося на куски мира культуры. Соединить воедино вновь осколки распавшегося зеркала культуры и призвана помочь «негативная диалектика» как логика целостности.

Поэтому негативная диалектика далека от логического исследования противоречивой структуры реальности и конструирования некоего формального «синтеза». Одно из ее фундаментальных положений - отказ от образа мира, зажатого в тиски противоположных начал и отречение от принципа «бинарности». Ибо разум, основанный на черно-белом мышлении, как бы рассекает мир надвое, становится орудием распада и формой поддержания социальных антагонизмов: две непримиримых идеологии, два противоборствующих класса, две культуры - вот продукты бинарного мышления, ведущего мир к разрушению.

Как диалектика возможностей целостности «негативная диалектика» использует не понятие противоположности, а понятие иного. Поэтому в ней конфронтация бытия и небытия заменяется взаимодействием бытия и инобытия. При этом инобытие - не единственная возможность, а бесконечный спектр всех форм жизни. Пробуждение же человеческого разума для новых возможностей, по мнению Г.Маркузе, осуществляется с помощью игры, искусства и любого нерегламентированного вида деятельности.

Итак, интегральная революция, о которой говорят представители Франкфуртской школы, это - революция человеческого сознания, отказ от восприятия мира сквозь призму добра и зла, прогресса и регресса, своих и чужих. А для этого необходимо отречься от программы Просвещения, которое превозносило человеческий «оперативный разум» как инструмент овладения природой. Действительно он значительно усилил господство людей над внешним миром. Однако в целом его триумфальное движение в человеческой истории - это процесс, разрушительный для человека, ибо усиление своей власти он оплачивает ценой отчуждения от того, на что данная власть направлена.

Возможность самоизменения вещей не интересует властвующего субъекта, ибо они известны ему и значимы для него лишь в той степени, в какой он способен манипулировать ими. В итоге человек «слепнет», теряет возможность видеть мир в его самобытности, изменчивости, взаимосвязях. Маска господина прирастает к его лицу настолько, что он перестает замечать самого себя и свои качества, не имеющие отношения к функции власти.

В этом процессе пагубную роль сыграла и философия, которая, обосновывая мощь человеческого разума, предала забвению традиционное учение о бытии и тем самым лишила человеческую жизнь опоры - стремления к трансцендентному, являющемуся бесконечной возможностью «иного». В итоге была санкционирована «одномерность» человека. Напротив, «негативность» собственной диалектики франкфуртцы рассматривают как постоянную открытость бытию, способность ответить на его «зов». Она предполагает отсутствие всякой предзаданности и одновременно нежелание замыкаться в собственной субъективности.

Так в философии ХХ века складывается образ диалектики, далекий от классического, поскольку вместо логики самодвижения Абсолюта она становится выражением смысловой направленности человеческой жизни во всей ее противоречивости и неоднозначности.

 

 

IV. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: