Классические формы диалектики

Но вернемся снова к диалектике и рассмотрим ее основные разновидности, которые условно можно разделить на классические и неклассические. К первым, как правило, относят диалектическую систему Гегеля и диалектику марксизма.

Пафос гегелевской философии состоял в попытке объяснить мир как единый процесс, как саморазвитие, самодвижение Абсолютной идеи. Это - не диалектика античного космоса, где все внутри кипит, где постоянно борются противоположные силы, но сам космос как чувственно-сверхчувственное целое остается неподвижным. Здесь Бытие уступает место Становлению. Отдание приоритета категории становления у Гегеля связано с тем, что Абсолютная идея - это не «субстанция», не некая застывшая сущность, а Субъект, Мысль, Дух. Абсолют есть процесс, максимум, которого явлен не в Боге-творце мира, существующем извечно, но в Боге, завершающем творение, который не тезис, а синтез пройденного пути.

Движение как свойство Духа, подчеркивает Гегель, это одновременно и процесс самопознания. В круговом движении духовной основы немецкий философ различает три момента, или три этапа: 1) пребывание самопознающей Абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); 2) развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы; 3) развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе Абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого сознания и самопознания. Человеческое сознание и есть пришедший к самому себе Мировой дух, или развитие человеческого духа - это сознательное постижение Мировым духом самого себя.

Поэтому гегелевская философия, рассматривая себя как самопознание общего культурного развития Мирового разума, одновременно видит в нем самопознание Абсолютного духа, развивающегося в виде мира. Иначе говоря, ее категории являются не только связующими формами деятельности рассудка, как у Канта, но и объективными образами мировой жизни, в которой Идея раскрывается посредством саморазвития (принцип тождества мышления и бытия).

Гегель подчеркивал, что невозможно понять предмет или явление, не уяснив всего предшествующего пути его развития. Поэтому действительным целым является не готовый результат, а результат вместе со своим становлением. В связи с чем он обращал внимание на то, что развитие происходит не по замкнутому кругу, но по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим. В этом процессе совершается взаимопереход количественных и качественных изменений (эволюционные накопления и скачки). А источником развития является противоречие, которое есть «корень всякого движения и жизненности», принцип всякого самодвижения и познания.

Но коль скоро логика развития едина во всех сферах проявления Абсолютной идеи, то противоречие как бы отделяется от человеческой драмы и начинает вести самостоятельное существование, ибо оно есть лишь механизм протекания любого процесса, независимо от участия в нем человека. Стало быть, противоречия в истории, в человеческой жизни - это всего лишь частный случай противоречивости как способа развития Абсолютной идеи. Однако тогда само противоречие лишается своего жизненного смысла, налета трагизма; оно перестает быть выражением человеческой сущности как противоречивого единства конечности и бесконечности, или точнее, конечности, стремящейся к бесконечности. Впоследствии философская рефлексия «сосредоточила свой истинный интерес на той сфере, которую Гегель в согласии с традицией объявил безразличной для философии: на непонятном, единичном и особенном» (Т.Адорно).

Наследницей гегелевской диалектики как учения о взаимосвязи и развитии стала «материалистическая диалектика» марксизма. Диалектические идеи Гегеля получили высокую оценку со стороны Маркса и Энгельса, ибо истинное значение и революционный характер гегелевской философии они увидели в том, что она раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия. Поэтому истина уже не представлялась в виде системы догматических положений, которые оставалось только зазубрить; теперь она заключалась в самом процессе познания, в действительном историческом развитии науки.

Восприняв диалектику Гегеля, марксизм унаследовал и систему категорий, свойственных гегелевской философии. Однако содержание этих категорий претерпело в нем существенные изменения. Если в идеализме Гегеля система категорий выражала взаимоотношения, складывающиеся в процессе саморазвития Идеи, то для Маркса и Энгельса категории являются средством выражения процессов развития, протекающих в разных областях материального и духовного мира. Для Гегеля Идея - творец всего сущего; для марксистов она - форма осознания человеком его мира и его собственного бытия в этом мире. В связи с чем возникает проблема соотношения объективной и субъективной диалектики.

Объективная диалектика - это диалектическое развитие самой природы и материальных общественных отношений. А субъективная диалектика - диалектика процесса познания и мышления людей. Причем первичной для материализма, естественно, является объективная диалектика; субъективная же диалектика деятельности сознания предстает как вторичное, как форма отражения мира.

В марксизме постоянно предпринимались попытки систематизировать основные законы и категории диалектики, иллюстрируя их данными развития науки и исторической практики. И в результате материалистическая диалектика была представлена в следующем виде:

 

I. Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей взаимосвязи.

2. Принцип развития через противоречия.

3. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

4. Принцип единства логического и исторического.

5. Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания.

 

II. Основные законы:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицания отрицания.

 

III. Категории (неосновные законы) диалектики:

1. Единичное, особенное, всеобщее.

2. Сущность и явление.

3. Причина и следствие.

4. Содержание и форма.

5. Необходимость и случайность.

6. Возможность и действительность.

 

Операция, проделанная марксизмом с диалектикой Гегеля, а именно, как выразился Маркс, «перевертывание ее с головы на ноги», повлекла за собой далеко не безобидные последствия. Дело в том, что Абсолютная идея, несмотря на свою предельную обобщенность и очищение от подробностей человеческой жизни, представляет собой, тем не менее, логику развертывания человеческого духа, его смысловую направленность. Марксизм же в качестве носителя диалектики выбрал материю и, прежде всего, природу - нечто противостоящее человеку и лишенное человеческого смысла. А если принять во внимание, что жизнь материи в марксистской философии - это фактически жизнь ее основных атрибутов и форм - движения, пространства и времени - то диалектика уже у Энгельса оказывается в плену натурфилософского стиля мышления. И в подобной трактовке неминуемо обречена либо стать мертвой схемой реальности, во многих случаях находящейся в противоречии с достижениями естествознания, либо пойти по пути трансформации в учение о методе.

В своем действительном историческом развитии материалистическая диалектика встала на второй путь, т.е. приняла образ методологии. Однако этот путь оказался крайне тернистым, ибо, столкнувшись с многообразием естественных и гуманитарных наук, методолог-марксист вынужден был приспосабливаться к развитому корпусу научного знания ХХ века. Примером подобного приспособления стали попытки введения в диалектику новых, несвойственных ей категорий, таких, как система, структура и т.д. Но порой случалось и так, что диалектика, вступив в конфликт с научным знанием, объявляла некоторые науки - в частности генетику и кибернетику - «лженауками» и пыталась давать директивы, как надо вести конкретные научные исследования. Тем самым из «критической теории», каковой ее объявляли марксисты, она превращается в идеологию, обслуживая политические интересы определенных групп.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: