Первым российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество насильственными методами, был Петр I

В именном указе Стрелецкому приказу от 30 ноября 1692 г., повторно уличенных в попрошайничестве били кнутом и ссылали в Сибирь.

По указу 1712 г. всех «ленивых прошаков» без разбора били прилюдно на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы. «Амнистии» не полагалось никому — ни старым, ни больным, ни сумасшедшим (правда, позже Петр ввел «освидетельствование дураков»).

С 1718 г. карали и дающих милостыню — первый штраф 5 рублей, второй — 10. Петр не запрещал милостыню вообще. Хочешь — отдай деньги в богадельню, приют и т.д., благо их к тому времени было уже много. Такая политика не могла, естественно, понравиться людям, которые привыкли к исторически сложившимся традициям Руси. В последние годы своего царствования великий реформатор, видимо, осознал, что война с нищими проиграна. Появился новый проект — раздать всех «прошаков» по монастырям. Задуманную для этого всероссийскую перепись «гулящих людей» он уже не успел осуществить.

Указ 1712 г. «О воспрещении нищенства» не пересматривался преемниками Петра 1 в течение тридцати семи лет. Лишь дважды Сенат сделал исключение. В первый раз послужил тому страшный голод 1734 г. Второй раз — частный случай: ослепшему киевскому гражданину дозволили собирать милостыню для уплаты долга в 200 рублей, «дабы не пойти по миру с семьей».

Петр I практически подошел к созданию системы общественного призрения. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежала на приказах, сначала Патриаршем, с 1701 г. — Монастырском, а с 1721 г. — относилась к Святейшему правительствующему Синоду и Камер-конторе.

Главный магистрат и воеводы должны были приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и домов прядильных для людей «праздношатающихся и им подобных». Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция. Некоторой предтечей пенсионного законодательства являются указы о призрении «не имеющих чем жить» младших офицеров и солдат (1722 и 1723 г. соответственно). Предполагалось, что они должны были идти жить в монастыри или богадельни, где офицерам даже полагалось жалованье.

Очень интересен Указ Петра I от 16 января 1721 г., где впервые шла речь о том, что бродяги являются социально опасным элементом. При этом делались очень убедительные ссылки на Библию.

Преемники Петра продолжили борьбу со «шляющимися», думается, заботясь в основном о внешней благопристойности государства. Хотя указ 1734 г. был очень интересным исключением: в связи с голодом было решено нищих из Москвы не высылать до начала в деревнях «работной поры» и до первого мая не брать с них за содержание на фабриках, мануфактурах и во всяких работах.

Недолгое царствование Петра III было отмечено указом 1762 г. о том, чтобы безумных не в монастыри определять, а построить для них особый дом (это было официальным признанием того, что безумие — болезнь).

К эпохе царствования Екатерины II относится становление системы общественного призрения. Так, Указ от 7 ноября 1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под «председательством гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения». На эти приказы были возложены обязанности — устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных, работные и смирительные дома. Нельзя сказать, что эта система была совершенна. Но попытки государства охватить все слои населения, нуждающиеся в социальной защите, были налицо. Вскоре же выяснилось, что в стране полно калек (что было связано с войнами) и казенных средств на их содержание не хватает. В российском правительстве вызревала мысль о том, чтобы попечение о нищих и калеках сделать общественным, а не только государственным, и что нет ничего зазорного в привлечении милосердных людей к посильной помощи в решении данной проблемы. С большой неохотой Екатерина согласилась с этой идеей, чтобы призрение превратилось для общественности в добровольно-обязательное попечение, но под присмотром государственных органов.

Полное воплощение эта идея получила при Александре I, когда убедились, что призрение для правительства — ноша чрезмерная, и без общественности не обойтись. Для того чтобы привлечь внимание жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния. Неслучайно к делу призрения были подключены члены императорской семьи в ранге высочайших покровителей. При этом учтены были и пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь с их стороны была индивидуализирована, т.е. средства жертвователей не перечислялись на статью госбюджета, а направлялись на реализацию заявленной ими идеи и быть именными (мы сейчас назвали бы это «адресной помощью»).

Организация же помощи без индивидуализации, как показал опыт, не будет достигать цели и сведется к формализму». Стремясь не допускать пассивности общественности, Александр I включил призрение в сферу общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства этим деликатным процессом. Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название «учреждений, на особых основаниях управляемых». Таким образом, в России была создана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная системагосударственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто служила примером для других развитых стран. Система эта постоянно совершенствовалась, уточнялась, частично изменялась.

К концу XIX в. В России насчитывалось 14 854 благотворительных учреждения (общества и заведения), причем их условно можно было разделить на две группы — учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения. К числу первых относились: Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Во вторую группу входил целый ряд учреждений — Ведомство православного исповедания и военного духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного образования и др.

Общая сумма средств благотворительных учреждений к концу прошлого века выражалась огромным числом — 404 843 798 рублей, из которых стоимость недвижимости составляла около 35%, остальное— денежные суммы. Они складывались из процентов с капиталов, дохода от недвижимой собственности, членских взносов, случайных поступлений от жертвователей, от концертов, лотерей и т.д.

22. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Благотворительность – это общественное движение,включающее совокупность гуманитарных действий одного человека, организаций, обществ и т. д. В их основе – стремление проявить любовь к ближнему, но и к незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально незащищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедных, немощных и отвергнутых жизнью.

В своем историческом развитии благотворительность приобрела различныеформы: милостыня, общественное призрение, попечительство, меценатство, филантропия, спонсорство, Церковная благотворительность, корпоративная благотворительность.

а) Милостыня — это подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся гражданам. Она подается тому, кто протягивает руку. Милостыня определяется личными свойствами, подающего ее индивида, его субъективным ощущением, вызываемым встречей с просящим подаяние. Оказание ему посильной помощи и является целью милостыни.

б) Общественное призрение — одна из наиболее цивилизованных, по сравнению с милостыней, форм благотворительности, которая осуществляется государством, церковью, обществом или частными лицами и выражается в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. От своей первичной формы — подаяния милостыни нищему — общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями, в соответствии с которыми, для получающих помощь создаются различные заведения в зависимости от категории нуждающихся в призрении: интернаты, больницы и т.п. Структурами, оказывающими такую помощь, могут быть как государственные и ведомственные учреждения, так и общественные организации. Общественное призрение распространяется на тех, кто действительно нуждается в помощи и не делает из своей нужды промысла, т.е. не стимулирует свое бедственное положение с целью злоупотребления человеческим состраданием во имя необоснованной помощи как основного источника своего существования. Мотивами данной формы благотворительности являются гражданская солидарность и забота о благе нуждающихся людей. Попечительство, как форма благотворительности, изначально ставило перед собой цель открывать людей действительно нуждающихся в помощи, особенно тех, кто стыдился просить подаяние, и оказывать им помощь, сообразно обстоятельствами по мере возможности.

в) Попечительство, как форма благотворительности, изначально ставило перед собой цель открывать людей действительно нуждающихся в помощи, особенно тех, кто стыдился просить подаяние, и оказывать им помощь, сообразно обстоятельствами по мере возможности.

Попечительство ориентировано на защиту личных и имущественных прав и интересов лиц из числа несовершеннолетних детей и не дееспособных совершеннолетних граждан. Эта форма благотворительности нашла применение путем создания попечительских советов из числа наиболее уважаемых граждан для оказания содействия социальным учреждениям. Постепенно, именно на основе благотворительности как системы общечеловеческих ценностей, и была создана организованная государственная система социальной защиты населения.

В конце XIX в. социальные реформаторы и лидеры благотворительных организаций в Европе и США приходят к выводу о необходимости специальной подготовки лиц, которые будут заниматься оказанием помощи бедным и иным нуждающимся. В 90-е г. XIX в. в Великобритании была организована специальная лекционная и практическая работа, связанная с деятельностью общества благотворительности в Лондоне. Первой школой, ориентированной на подготовку социальных работников, стал Институт подготовки социальных работников, основанный в 1899 г. в Амстердаме. С этого времени во всех цивилизованных странах начинают активно развиваться социальные службы, совершенствуются виды и формы социальной работы.

г) Меценатство — поддержка искусства и спорта. д) Филантропия — прямая помощь нуждающимся, не преследующая рекламных, политических и иных косвенных целей. е) Спонсорство — помощь социально значимым проектам, преследующая рекламные цели. ж) Церковная благотворительность - благотворительность, источником которой является религиозное чувство долга. з) Корпоративная благотворительность — благотворительность, осуществляемая по добровольному согласию членов корпорации.

23. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Это определенный способ достижения общественных целей в социальной сфере общественных отношений.

Это комплекс приемов для достижения социально полезных целей, в той или иной степени соответствующих требованиям социального времени, в том числе:

-обеспечения благоприятных условий жизни людей;

-их организованности; эффективности взаимодействия;

- удовлетворения общественного интереса

Основой технологий осуществления социальной политики является социальное управление.

Социальные технологии опираются на интеграцию достижений в различных сферах (развития средств коммуникации, информации, компьютеризации, интернационализации научной, культурной, образовательной практики, а также рост взаимозависимости производственно-экономической жизни и др.).

Социальные технологии определяются в известной степени типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных или революционных процессов, а также активностью или пассивностью социальных субъектов, их индивидуальной и социальной субъективностью как накопленной способностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека.

1. Социальное прогнозирование

2. Социальное проектирование

3. Социальное планирование

4. Стратегическое планирование

5. Программно-целевое управление

6. Управление персоналом

7. Социальная экспертиза и диагностика

8. Социально-политическое воздействие на гражданское самочувствие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: