Социальное проектирование

Это процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, социального явления или социального процесса

Допускает многовариантность решений.

Таким образом, социальное проектирование:

- позволяет рассматривать различные тенденции развития тех или иных социальных явлений и процессов

- позволяет учитывать организационные, материальные, финансовые, кадровые и прочие ресурсы для их использования при решении социальных проблем.

Это научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь.

Определяет приоритеты, виды, масштабность долгосрочных целевых социальных программ.

Долгосрочная целевая социальная программа должна формироваться на срок более 10 лет.

3. Социальное планирование

Объектами социального планирования являются:

-общество в целом;

-каждая из сфер общественной жизни;

-социальные процессы, происходящие в различных сферах общества, как в территориальном (республика, область, район, город, село), так и в функциональном разрезе (в сфере образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания и т.д.).

Целевая программа — это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений.

4. Стратегическое планирование - это процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении.

Стратегическое планирование должно осуществляться поэтапно:

• первый этап — социальное прогнозирование;

• второй этап — социальное проектирование;

• третий этап — социальное планирование;

• четвертый этап — долгосрочные целевые социальные программ.

В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды:

а)доходов и цен; б) занятости и социально-трудовых отношений; г) охраны здоровья населения и развития здравоохранения; д) социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.); е) образования; ж) семьи, материнства и детства; з) дети России и др.

Конечной целью стратегического планирования может быть определено повышение уровня жизни населения и его отдельных групп.

Показателями должны стать динамика прожиточного минимума, соотношение доходов и расходов населения и его отдельных групп и т.д.

Все большее признание получила оценка по социальным результатам, когда наряду с экономическими последствиями должна оцениваться социальная составляющая. При таком подходе ведущее значение приобретают человеческий фактор, прогресс творческих способностей, мышления людей, развитие их самоуправления, самоорганизации, укрепления межличностных контактов, социальная интеграция и реинтеграция, достижение равных возможностей.

Долгосрочная целевая социальная программа должна формироваться на срок более 10 лет.

Формирование программы требует проведения следующих поэтапных разработок:

1) Формулирование и экспертный анализ проблемной ситуации.

2) Концептуальная разработка планируемой программы.

3) Информационный поиск вводимых данных.

4) Собственно формирование программы.

5) Прогнозирование результатов реализации программы.

6) Разработка стандартизированных показателей

эффективности программных мероприятий.

7)Разработка управления реализацией программы.

1. Экспертный анализ включает:

- определение структурно-функциональной, правовой и организационной основы сложившихся подходов к решению социальных вопросов;

- выявление принципов реализации используемых мер; оценку вариантности или инвариантности мер;

-выявление влияния ранее принимаемых решений;

-прогнозирование дальнейшего использования сложившихся подходов.

2. Концептуальная разработка планируемой программы предусматривает:

- разработку концепции решения проблемы; определение цели и подцелей программы;

- формирование плана мероприятий;

- разработку модели организационной инфраструктуры системы;

- определение подходов к информационному обеспечению системы

3. Информационный поиск вводимых данных должен корреспондировать с реальными масштабами социальных потребностей

6. Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий необходима для последующего контроля хода выполнения программы, а также итоговой оценки ее эффективности.

5. Прогнозирование результатов реализации программы следует проводить методом экспертных оценок и математического моделирования, а также их сопоставления.

4. Собственно формирование программы следует проводить на основании концептуальной разработки и полученных в ходе поиска информационных данных.

7. Основные формы управления функционированием программ:

-формирование организационного порядка и координация деятельности исполнителей

-формирование дирекции программы;

-создание попечительского совета;

-другие формы.

5. Программно-целевое управление — это решение социальных проблем путем разработки и реализации целевых социальных программ.

6. Управление персоналом – это комплексная социальная технология деятельности, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения производственных и личных целей.

Специфические цели управления персоналом заключаются в обеспечении организации хорошо подготовленными и заинтересованными работниками; доведении до сведения работников политики руководства по управлению персоналом; эффективном использовании квалификации, практического опыта, мастерства и работоспособности рабочей силы.

Социальная экспертиза осуществляется на основе социальной диагностики и экспертного прогнозирования, Среди важнейших компонентов заключения: надежность, информативность, достоверность.

Заключение должно отражать интересы субъекта социальных решений (полезность).

7. Социальная экспертиза — это деятельность с целью формирования мотивированного заключения по социальным проблемам, явлениям, процессам, социально ориентированным планируемым или осуществляемым решениям.

Она должна проводится экспертами.

Требования к личности эксперта:

-компетентность, способность решать творческие, нестандартные задачи;

-эрудиция; принципиальность и независимость;•

- интуиция;

-умение анализировать социальные проблемы

Надежность заключения включает определенный набор составляющих свойств:

-обоснованность,

-соответствие эксперта вышеуказанным требованиям;

-независимость заключения от методов и способов его получения;

-адекватность задачам, поставленным в ходе экспертизы.

Полнота и достоверность информации, содержащейся в заключении определяются в ходе его реализации при решении соответствующей проблемы.

8. Социально-политическое и социально-психологическое воздействие на гражданское самочувствие народа — это воздействие на массовидное биодуховное состояние людей, элементами которого являются настроения людей, их морально-психологическая и физическая готовность к выбору конкретных моделей общественного поведения, включая отношение к законопорядку, к государственным институтам власти, к трудовой деятельности.

1. Диалектический — метод исследования, в процессе которого происходит выявление и осмысление фактов, событий и явлений путем отражения в сознании исследователя (эксперта) объективной диалектики самой социальной действительности.

2. Аналитический — метод исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается детальному изучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: