double arrow

Факторы, воздействующие на формирование условий труда

1. Социально-экономические, которые включают законодательное и нормативное регулирование организации и гигиены труда (продолжительность рабочего времени и времени отдыха, санитарные нормы и требования, нормативное регулирование труда женщин и подростков).

2. Организационно-технические:

- средства труда (производственные здания, технологическое оборудование, инструменты и т.д.);

- предметы и продукты труда (сырьё, материалы, заготовки, полуфабрикаты и готовые изделия);

- технологические процессы (физическое, механическое, химическое и биологическое воздействие на обрабатываемые предметы труда, способы их транспортировки и хранения);

- организационные формы производства, труда и управления (уровень специализации, его масштабы и массовость. сменность работы предприятия формы разделения и кооперации труда).

Естественно-природные

Основные причины кризиса существующей системы охраны труда работников

- государственная политика в области безопасности труда целенаправленно не реализуется в производственной сфере;

- не определены функции и обязанности предприятий и фирм в области безопасности труда;

- не закончено формирование нормативно-правовой базы в области охраняя труда;

- действующие нормы не конкретны и «размыты»;

- отсутствует должная координация и финансирование проведения межотраслевых научено-исследовательских работ в сфере безопасности труда;

- отсутствует необходимая информационная система обеспечения безопасности труда в мировой практике;

- слабо развито производство средств коллективной и индивидуальной защиты работающих;

- недостаточно приборов контроля и измерений элементов производственной сферы.

Конечная цель всех мероприятий в сфере формирования условий труда состоит в предупреждении и защите работающих от неблагоприятного, вредного и опасного воздействия факторов производств, среды и трудового процесса, их приспособлении к физиологическим и психологическим особенностям трудящихся для обеспечения безопасности условий труда.

В мировой практике история формирования социальной работы и социальных служб начинается с 1750 года до н.э., когда в Вавилоне создавались коды справедливости — гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных.

В библейские времена социальная работа выражается как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся.

Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства. С принятием в 988 г. христианства в России стала активнее развиваться традиция личной благотворительности русских князей, которая носила уже религиозный характер.

Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, Креститель, «Отец сострадания», уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.

Почти сразу после крещения, Владимир занялся богоугодными делами: строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основой научного знания, книжного дела; основывал школы и училища, ставшие первой ступенью народного просвещения России.

Владимир устраивал пиршества на княжеском дворе не только для бояр и знати (градских старцев), но и для людей бедных. С тех пор всякий бедняк мог утолить свой голод на княжеском дворе и всякий нищий мог получить от князя немного денег». Его благотворительность распространялась и на тех, кто не мог прийти за помощью на его двор. Князь велел своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим и убогим. Нестор объясняет такое человеколюбие Владимира действием христианского учения. Он говорит, что слова из Евангелия «блажены милостиво, яко тем помиловани будут» и Соломоновы «дая нищему, богу в земле даете этак подействовали на князя, что внушили ему необыкновенную любовь к благотворению и милосердию.

Его филантропия даже принимала угрожающий государству характер: по словам летописцев, князь стал распространять свое благоугодие даже на преступников и убийц, заменяя им казнь штрафом. Из-за этого они вскоре потеряли всякий страх перед властью. Духовенству пришлось даже просвещать Владимира, требуя от него наказания разнуздавшихся преступников.

Итак, Владимир, первый русский князь-христианин, начавший с убийства своего брата Ярополка, приняв христианство, стал ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Жертвуя на богоугодные дела как частное лицо, он был тем не менее первым человеком в государстве, да и тратил деньги, поступающие в казну из налогов, которые платили русские труженики. Так что здесь мы видим государственную и частную благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать, еще не разделенной.

Эта традиция долго продолжалась в России — руководствуясь христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную, но на деньги из казны, которые они считали своими. Все же и такая благотворительность характеризует их только с положительной стороны, ведь они могли потратить эти деньги и на свои личные нужды. (Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фирсов.— А.: Сварогь — НВФСПТ, 1994 — 1995.)

Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав, который основал училище на 300 человек. Это училище было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов — «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычайно для молодых государств Европы.

Так, в XXXI главе мы видим пример заботы о подрастающем поколении. Касаясь раздела наследства, Ярослав говорил, что двор отцовский всегда без раздела принадлежит меньшему сыну, имея ввиду, что младший сын всегда более старших братьев не защищен в социальной плане. И если раньше, до написания и вступления в силу «Русской Правды», старшие братья могли решить спор силой, то теперь младшие сыновья были защищены законом. Это было простое и мудрое решение. В то же время в Западной Европе столь важный социальный вопрос решен не был, в результате чего во многих европейских странах сформировался особый класс рыцарей-разбойников, состоящий почти целиком из младших дворянских сыновей, которые в юном возрасте были изгнаны из дома своими старшими братьями, забравшими себе все наследство.

Вообще, законы Ярослава относительно попечительства над детьми очень гуманны для тех времен: в них заложены главнейшие по своей проблемности вопросы. Например, его законы определяют отношения при разделе наследства между детьми одного отца, но разных жен. Был решен также вопрос о наследстве детям в случаях, когда нерадивая мать «проедала» это наследство. Здесь же едва ли не впервые проявляется забота и о самой женщине (Но дети не могут согнать вдовствующей матери со двора или отнять, что отдано ей супругом). Чтобы избежать сиротства при живой родительнице, Ярослав повелел передавать детей ближайшим родственникам, если мать выйдет замуж вторично. Конечно, это было не совсем справедливо по отношению к матери, но, думается, являлось своего рода страховкой от возможного дурного обращения отчима с детьми. «Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода законов, так или иначе, определила все дальнейшее законотворчество на Руси. Последующие своды законов во многом строились по образу и подобию «Русской Правды», так что в русской юридической практике с самого начала прочно утверждали основы социальной политики.

Внук Ярослава Мудрого, правнук Владимира Святого Владимир Мономах создал первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и христианской человечностью. «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время.../1/

Будьте отцами сирот; вдовицу оправдывайте сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны»/1/.

Итак, мы видим, что первые века христианства на Руси были отмечены душевной простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали евангельские заповеди.

На протяжении веков средоточием социальной помощи на Руси были, церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему (прежде всего в сострадании и личной милостыни). Целительная сила милостыни заключалась в том, чтобы, смотря на слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием. Когда встречались две руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаянием во имя Христово, трудно было сказать, которая из них больше подавала милостыню другой, — нужда одной и помощь другой сливались во взаимодействии братской любви обеих. Вот почему древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из руки в руку.

Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви. Нищих было несколько категорий: «блаженные» — раздавали все свое имущество и добровольно несли крест терпения и смирения «Христа ради»; «юродивые» — прорицатели, ясновидцы, вразрез с нынешними представлениями отнюдь не сумасшедшие. Чаще всего симулировали безумие; «немощные» — слепые, старые, «настоящие» душевнобольные, все те, кто не мог добывать на пропитание иначе как «милостынькой», «гулящие» — те, кто бродяжничал в собственное удовольствие или скрывался от властей.

Российское законодательство делило нищих на 4 категории.

Здесь были: а) те, которые не могут своим трудом добыть пропитание; б) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать; в) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению; г) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: