Управления организацией

Государственное образовательное учреждение

«Нижегородский колледж экономики, статистики и права

Госкомстата РФ».

 
 


Учебное пособие

по дисциплине:

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Г. Нижний Новгород

Г.


Работа утверждена цикловой комиссией

«Учетных дисциплин»

 

Автор-составитель: В.А. Капелевич

 

Рецензенты: З.С. Шуваева

И.В. Сандлер

 

Тираж: экземпляров

 


СОДЕРЖАНИЕ: стр.

Раздел I Теория экономического анализа

Тема 1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в системе

управления организацией.

1. Научные основы экономического анализа. 6

2. Предмет и объекты экономического анализа 7

3. Макроэкономический и микроэкономический анализ. 7

4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль в управлении организацией. 7

5. Хозяйственный механизм управления коммерческой организацией. 8

6. Финансовый и управленческий учет - основная информационная база анализа. 8

7. Экономический анализ как метод формирования проблемно -ориентированных баз данных и его место в компьютерных системах управления. 9

8. Анализ как метод обоснования управленческих решений. Роль анализа в процессе обоснования бизнес-плана и его мониторинга. 9

9. Виды экономического анализа и их роль в управлении организацией. 10

10. Взаимосвязь перспективного (прогнозного), оперативного и текущего (ретроспективного) анализа. 10

11. Взаимосвязь внешнего финансового и внутреннего управленческого анализа. 11

12. Пользователи информации о финансово-хозяйственной деятельности организацией, как субъекты проведения анализа. 11

13. Понятие резервов, их классификация. Роль анализа в выявлении и определении направлений мобилизации резервов. 12

14. Организация и особенности анализа в субъектах хозяйствования разного типа. 12

15. Этапы и стандартные приемы анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности 13

16. Раскрытие финансовой информации в пояснительной записке к годовой отчетности. 13

Тема 2. Методы и типовые методики анализа финансово-хозяйственной деятельности.

1. Качественные и количественные методы экономического анализа и их взаимосвязь. 14

2. Методы статистики в экономическом анализе. 14

3. Методы факторного анализа изменения экономических показателей. 15

4. Экономико-математическое моделирование. 15

5. Понятие методики экономического анализа. 16

6. Методика финансового анализа и ее роль в финансовом менеджменте и аудиторской деятельности. 16

7. Методика комплексного управленческого анализа. 17

8. Методика оперативного анализа и ее роль в организации мониторинга результатов хозяйственной деятельности. 17

9. Методика управленческого анализа и контроля. 18

10. Интерпретация отчетных и учетных данных в процессе экономического анализа. 18

Тема 3. Система комплексного экономического анализа финансово–хозяйственной деятельности

1. Комплексный экономический анализ и его роль в управлении деятельностью организации. Тематический анализ в системе комплексного анализа 19

2. Системный подход в комплексном анализе и способы его реализации. 19

3. Система формирования финансово-экономических показателей как база управления комплексного анализа. 20

4. Блок-схема комплексность управленческого анализа. 20

5. Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. 21

6. Комплексный управленческий анализ в разработке, мониторинге бизнес-планов и в оценке эффективности бизнеса. 21

Раздел II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.

Тема 4. Анализ доходов и объемов продаж товаров, продукции, работ, услуг.

1. Показатели объема производства и продаж. Методика их расчета. 22

2. Методы и приемы маркетингового анализа. 23

3. Система цен и измерителей продукции. 23

4. Ассортиментная программа и ее влияние на выручку от продаж. 24

5. Анализ и оценка влияния на объем продаж использования производственных ресурсов. 24

6. Анализ влияния объема продаж на изменение прибыли от продаж и капиталоотдачи. 25

7. Анализ доходов организации. 25

Тема 5. Анализ расходов и себестоимости продаж.

1. Понятие и виды расходов организации. 26

2. Анализ расходов по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. 27

3. Показатели расходов по обычным видам деятельности и себестоимости продаж. 27

4. Расчет и факторный анализ сметы себестоимости продаж. 28

5. Анализ поведения затрат, объема продаж и прибыли. 29

6. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности. 29

7. Операционный рычаг и оценка операционного рычага. 30

8. Анализ и оценка методов списания затрат на себестоимость продукции. 30

9. Особенности учета и анализа затрат в отдельных сегментах бизнеса. 31

10. Анализ чрезвычайных доходов и расходов. 31

Тема 6. Анализ финансовых результатов организации.

1. Доходы и расходы как экономическая база формирования финансовых результатов. 32

2. Формирование и сметный расчет показателей прибыли. 33

3. Экономические факторы, влияющие на величину прибылей и убытков. 33

4. Оценка влияния инфляции на финансовые результаты от продаж. 34

5. Факторный анализ прибыли от продаж. 35

6. Анализ «качества» прибыли. 36

7. Анализ рентабельности продаж. 36

8. Анализ использования чистой прибыли собственниками. 37

9. Анализ и оценка дивидендного дохода на одну акцию. 38

10. Методы прогнозирования прибыли. 39

 

Тема 7. Анализ использования внеоборотных активов.

1. Анализ структуры динамики внеоборотных активов. 39

2. Анализ использования основных производственных средств. 40

3. Анализ использования машин и оборудования. 41

4. Основы инвестиционного анализа. 42

5. Методы оценки эффективности инвестиции. 43

Тема 8. Анализ использования оборотных активов организации.

1. Характеристика оборотных активов и анализ их структуры. 44

2. Источники формирования оборотных средств. 44

3. Расчет и оценка величины собственных оборотных средств и чистых оборотных активов. 45

4. Расчет и оценка обеспеченности собственными средствами общей величины оборотных активов. 46

5. Система показателей оборачиваемости оборотных средств. 46

6. Методика расчета потребности в оборотных средствах. 47

7. Показатели оценки эффективности использования оборотных активов. 48

Тема 9. Анализ рентабельности активов и капитал коммерческой организации.

1. Рентабельность и ее роль в оценки эффективности хозяйственной деятельности. 49

2. Порядок расчета чистых активов и их роль в оценке использования собственных средств организации. 50

3. Моделирование показателей рентабельности активов как база проведения многофакторного анализа. 51

4. Основные факторы и пути повышения рентабельности активов. 52

5. Методы факторного анализа рентабельности активов и собственного капитала. 52

Тема 10. Анализ финансового состояния, платеже- и кредитоспособности

1. Характеристика и основные виды финансового состояния. 54

2. Общая оценка структуры и динамики статей бухгалтерского баланса. 55

3. Анализ финансового состояния, платежеспособности по данным баланса 56

4. Анализ общей структуры движения денежных средств. 57

5. Анализ финансовых коэффициентов 58

6. Анализ ликвидности баланса на основе группировки активов и пассивов. 59

7. Расчет и оценка показателей платежеспособности и рыночной активности. 60

8. Особенности методики финансового анализа неплатежеспособных организаций.. 62

9. Смета активов и пассивов как база прогнозного анализа финансового состояния

Тема 11. Комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

1. Комплексный анализ как база комплексной оценки эффективности бизнеса. 64

2. Теоретические основы комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности. 65

3. Комплексная оценка эффективности деятельности на основе пятифакторной модели рентабельности активов. 66

4. Методика комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности. 68

5. Методика сравнительной рейтинговой оценки. 69

Введение

Аналитическая подготовка бухгалтера, экономиста, менеджера – это прямое следствие изменения содержания работы и роли этих специалистов в коммерческой организации в условиях рыночной экономики.

В последние годы требования к кругу знаний, которыми должны владеть, бухгалтер, экономист, менеджер организаций значительно повысились.

Это обосновано финансизмом и разнообразие экономической жизни, изменением законодательной базы учетных стандартов, системы налогообложения, расширением использования экономико- материалистического моделирования, новейших программных продуктов компьютерной техники, информационных баз данных и другими факторами.

Методы экономического анализа в начале XXI века существенно обновились. Особую роль в этом обновлении сыграли два фактора. Во–первых, мировые экономические кризисы XX века вынудили экономистов в разных странах изыскивать адекватные методы анализа, необходимые для подготовки обоснованных инвестиционных и хозяйственных управленческих решений и основанные на современных достижениях экономической теории и множества смежных наук. Во-вторых, быстрое распространение информационных технологий и компьютерной техники сделали широкодоступными экономическую информацию и сложные методы анализа.

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями образовательного стандарта по указанным специальностям

Раздел I. Теория экономического анализа

Тема 1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в системе управления организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: