Приращение прибыли может быть связано как интенсивностью, так и с экстенсивностью использования производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручке от продаж.
Моделирование коэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого показателя от показателя затрат. 1 рубль продукции, а значит от показателей трудоемкости (оплатоемкости), материалоемкости и амортизацемкости продукции, т.е. от показателей интенсификации.
Можно использовать формулу:
, где
К рп – коэффициент рентабельности продаж;
Рр - прибыль от продаж;
N – выручка от продаж;
S – общая величина затрат;
U – сумма оплаты труда с начислениями;
M – стоимость материалов;
A – величина амортизации
Тогда влияние названных факторов на рентабельность продаж можно рассчитать следующим образом:
- влияние оплатоемкости – разность между оплатоемкостью базового года и оплатоемкостью отчетного года;
- влияние материалоемкости – разность между материалоемкостью базового года и материалоемкостью отчетного года;
|
|
- влияние амортизацеемкости - разность между амортизацеемкостью базового года и амортизацеемкостью отчетного года.
Общее изменение рентабельности рассчитывается как алгебраическая сумма факторов.
Внимание! Снижение затрат по каждому фактору на 1 рубль продукции влияет на рентабельность одного рубя продукции с обратным знаком (чем меньше затрат, тем больше прибыли при прочих равных условиях), а влияние выраженное в процентах, равнозначно влиянию в копейках.
Показатель рентабельности продаж еще называют коэффициентом эффективности управления. Этот показатель полностью зависит от затрат на 1 рубль продукции, т.к. снижение себестоимости продукции прежде всего свидетельствует об эффективности управления.