Прокурорский надзор как одно из направлений деятельности прокуратуры

В целях обеспечения верховенства Конституции и законов, за­щиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента Республики Казахстан и иных нор­мативных правовых актов, прокуратура от имени государства: вы­являет и принимает меры к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента республики; осущест­вляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного про­изводства; представляет интересы государства в суде; опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конститу­ции и законам республики; в порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование; формирует госу­дарственную правовую статистику с целью обеспечения целостно­сти, объективности и достаточности статистических показателей, ведет специальные учеты, осуществляет надзор за применением законов в сфере правовой статистики и специальных учетов.

Прокурорский надзор как основное направление деятельности прокуратуры представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих деятельность прокурора по обеспечению верховенства Конституции, соблюдению и исполнению законов, защите прав и свобод граждан, законных интересов личности, общества и государства.

Предметом правого регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми субъектами права, а также деятельность органов прокуратуры по обеспечению режима законности в Республике Казахстан. Методом правового регулирования служит предусмотренная законом совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов, способов и средств осуществления прокурором своих полномочий.

В ст. 2 Закона «О Прокуратуре» содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие законы и международные договоры Республики Казахстан.

Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Таким образом, в Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры и далее в ней указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан определяются законом. Им является Закон «О прокуратуре».

Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.

Учитывая, что прокурорский надзор охватывает широкую сферу правоотношений, деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных законах.

Понятие «прокурор» в законах используется в различных значениях.

Во-первых, как должностное лицо, возглавляющее соответствующую прокуратуру, т.е. начиная от Генерального прокурора РК до прокурора района и приравненных прокуратур. Во-вторых, это понятие может охватывать и других должностных лиц органов прокуратуры, в функциональные обязанности которых входит выполнение прокурорских функций. Уголовно-процессуальный кодекс в некоторых случаях использует понятие «государственный обвинитель» вместо понятия «прокурор». Государственным обвинителем могут быть и заместитель прокурора, и помощник, и прокурор отдела, управления и т.д.

Согласно Закону РК «О прокуратуре» под «прокурорским работником» понимается работник органа или учреждения прокуратуры, имеющий классный чин или воинское звание, которые относятся к научным и педагогическим работникам научных учреждений.

«Прокурорский надзор» используется как основная функция прокуратуры.

«Предмет прокурорского надзора» – понятие, призванное разграничивать основные направления, отрасли прокурорского надзора в зависимости от правонарушений. Каждое направление прокурорского надзора имеет свой предмет – исполнение законов определенными юридическими и должностными лицами.

Полномочия прокурора означают совокупность его прав и обязанностей, установленных законом с учетом должностного положения и сферы деятельности.

Объект прокурорского надзора – научная категория, не получившая до сих пор однозначного определения. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предусмотренные государственные органы, учреждения, организации, органы местного самоуправления, а также их деятельность, связанную с исполнением законов.

Под средствами прокурорского надзора принято понимать предусмотренные законами действия и правовые акты, с помощью которых реализуются полномочия прокуроров. Они классифицируются на ориентированные на выявление нарушений законов, т.е. требование от контролирующих органов информации, выделение специалистов для проверки, вызов должностных лиц для дачи объяснений, истребование от органов дознания и следствия для проверки уголовного дела и т.д.; направленные на устранение выявленных нарушений законов, т.е. протесты на незаконные действия и акты субъектов правоотношений, внесение представлений об устранении нарушений законов и обстоятельств, способствовавших нарушениям; требования об отмене незаконных и необоснованных постановлений органов дознания, следователей и т.д.; предусматривающие предупреждение нарушений закона, т.е. санкционирование действий должностных лиц в случаях, предусмотренных законом; участие в производстве некоторых следственных действий; разъяснение действующего законодательства и т.д.; направленные на привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение законности, т.е. возбуждение уголовного дела, возбуждение административного производства; представление с предложением о наложении дисциплинарного взыскания; обеспечивающие возмещение ущерба, причиненного нарушением закона, т.е. предъявление и поддержание иска в суде; дачу указаний органам следствия и дознания о принятии мер обеспечения иска, и т.д. Акты прокурорского надзора – документы, являющиеся формой реагирования прокурора на выявленные нарушения закона (протест, постановление, представление, разъяснение норм законов).

Методика прокурорского надзора представляет собой совокупность основанных на законе приемов и способов наиболее эффективного выявления и устранения нарушений законов.

Надзор за законностью в деятельности государственных орга­нов, организаций и общественных объединений является одним из основных направлений работы органов прокуратуры, обеспе­чивающих верховенство Конституции Республики Казахстан, дей­ствующих законов и иных нормативных правовых актов, точное и единообразное их применение независимо от ведомственных и местных условий. В сферу надзора рассматриваемой направленности входит, в первую очередь, законность принимаемых названными органами правовых актов, особенно имеющих нормативный правовой ха­рактер.

Организация деятельности прокуратуры как государственного правоохранительного органа государства, осуществляющего высший надзор за исполнением законов, должна быть точно и полно урегулирована нормами национального законодательства.

Основные элементы правовых основ прокуратуры в Республике Казахстан определены в ст. 2 Закона «О прокуратуре», согласно которой организация, порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О прокуратуре», законодательными актами, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, а также приказами Генерального прокурора Республики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Пределы компетенции органов прокуратуры на современном этапе

2. Охарактеризуйте систему и структуру органов прокуратуры

3. Задачи органов прокуратуры

4. Понятие прокурорского надзора как вида правоохранительной деятельности

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: