Предварительное следствие как одна из форм досудебного расследования

Досудебное производство – это производство по делу с начала досудебного расследования до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу либо прекращения производства по делу, а также подготовка материалов по уголовному делу частным обвинителем и стороной защиты (п.41 ст.7 УПК РК).

Досудебное расследование уголовных правонарушений — деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Досудебное расследование в форме предварительного следствия осуществляется по уголовным правонарушениям, указанным в статье 187 УПК РК, по всем уголовным правонарушениям, совершенным несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также по делам дознания, по которым не известно лицо, подозреваемое в совершении преступления, за исключением дел об уголовных правонарушениях, указанных в части второй статьи 32 УПК РК.

Согласно УПК РК(ч.1, ст179) началом досудебного расследования является регистрация заявления, сообщения об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований либо первое неотложное следственное действие. О начале досудебного расследования в течение суток уведомляется прокурор.

Реестр — это электронная база данных, в соответствии с которой осуществляется сбор, хранение, учет, поиск сведений, используемые для формирования статистической отчетности, а также предоставление информации о данных, внесенных в реестр.

Статьями 179 и 180 УПК РК регистрацией в ЕРДР подлежат только 4 вида заявлений и сообщений, являющиеся поводами к началу досудебного расследования:

1) заявление физического лица либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;

2) явка с повинной;

3) сообщения в средствах массовой информации;

4) рапорт должностного лица органа уголовного преследования о подготавливаемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении.

По законодательству многих зарубежных стран, получив первичную информацию о совершении преступления, правоохранительные органы также имеют возможность немедленно приступить к сбору доказательственной информации путем производства неотложных следственных действий (УПК Австрии), производства допросов при обстоятельствах, не терпящих отлагательства, производства освидетельствования, выемки, обыска и других следственных действий (УПК ФРГ), что по сути, и означает начало (возбуждение) производства по уголовному делу. В уголовном процессе США производство по конкретному делу также считается начатым с момента получения информации о преступлении, и ее регистрации, что является основанием для производства допросов, ареста подозреваемого, опознания и ряда других действий, результаты которых впоследствии могут служить доказательством в суде. Аналогичным образом этот вопрос регламентируется в законодательстве Франции, Нидерландов и многих других европейских стран. Дореволюционное российское законодательство не предусматривало возбуждение уголовного дела в качестве отдельной стадии процесса.

В соответствии с УПК РФ 1923 года при наличии повода и данных, указывающих на состав преступления, следователь и орган дознания непосредственно приступали к производству расследования (ст. 96). Советские ученые-процессуалисты того времени исходили из того, что возбуждение уголовного дела – это не более чем начальный момент уголовного процесса, не имеющий значения самостоятельной стадии.

До 2014 года одной из основополагающих идей современного отечественного судопроизводства было то, что производство следственных действий допускалось только после возбуждения уголовного дела. Это правило было прочно усвоено законодательством и рассматривалось в процессуальной теории как необходимый барьер, ограждающий свободу и неприкосновенность личности от бесконтрольности в применении мер государственного принуждения. Размывание граней, отделяющих доследственную проверку от собственно предварительного расследования, по мнению ряда авторов, неизбежно бы порождало нигилистическое отношение к акту возбуждения уголовного дела как к пустой, изживающей себя формальности. А это в свою очередь привело бы к эрозии досудебного производства в уголовном процессе.

Органы дознания, следователь и прокурор обязаны, с одной стороны, реагировать на каждый факт обнаружения признаков уголовного правонарушения.

Таким образом, необходимо:

- обеспечить своевременное реагирование на уголовные правонарушения для их быстрого и полного раскрытия и установления лиц, их совершивших;

- установить компетентный орган, обязанный осуществлять досудебное производство по уголовному делу.

Основной формой досудебного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по боль­шинству уголовных дел. За исключением дел об уголовных правонарушениях, по которым уголовное преследование может осуществляться в частном порядке и в форме дознания.

Предварительное следствие обязательно по большинству уголовным правонарушений. Также производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам об уголовных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту. Производство следствия по уголовному делу называется предварительным потому, что только после судебного следствия в главном судебном разбирательстве, суд правомочен признать лицо виновным в совершении уголовного правонарушения и назначить ему наказание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: