Система органов прокуратуры

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан (ст. 83) и Законом РК «О прокуратуре» от 21 декабря 1995 года (ст. 9), органы прокуратуры составляют единую, строго централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе взятые – Генеральному прокурору РК.

Прокуратура как государственный орган строится в соответствии с административным устройством страны, установленным Конституцией РК. Возглавляет систему органов прокуратуры, с присущими только ему полномочиями, Генеральный прокурор РК, назначаемый на эту должность Президентом РК с согласия Сената Парламента сроком на 5 лет.

В целях оперативного руководства органов прокуратуры образована Генеральная прокуратура РК.

Систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РК составляют прокуратуры областей; межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы, прокуратуры воинских частей). Территориальные, а также указанные выше специализированные прокуратуры в своей совокупности составляют единую систему прокуратуры. Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор.

Он имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия как совещательный орган при Генеральном прокуроре, в составе Генерального прокурора (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, других работников органов прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре РК имеются департаменты, управления по традиционно сложившимся отраслям и направлениям деятельности органов прокуратуры. Прокуратуру областей и приравненных к ним прокуратур, а также городские, районные и приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры имеют первых заместителей и заместителей, имеются управления и отделы, которые возглавляют начальники. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей и прокуроров, Специализированные прокуратуры, к которым относятся транспортные, по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы, воинских частей строятся по общим для органов прокуратуры принципам.

Существенной новеллой в деятельности органов прокуратуры является образование Комитета по правовой статистике и специ­альным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Ранее сведения о преступности, об административных правонару­шениях в обобщенном виде имелись только в Информационном центре МВД Республики, в Центре криминальной информации Государственного следственного комитета Республики, в Мини­стерстве юстиции в объеме рассмотрения дел судами.

Показатели эффективности работы ранее формировались этими же органа­ми, что приводило к тотальной распространенности нарушений учетно-регистрационной дисциплины, фактической трансформа­ции их в повседневную практику правоохранной деятельности, препятствующую адекватной оценке криминогенной ситуации.

В связи с этим Указом Президента Республики от 22 апреля 1997 г. «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохра­нительных органов Республики Казахстан» на базе статистических служб Министерства внутренних дел и бывшего Государственного следственного комитета был учрежден Центр правовой статисти­ки и информации. А впоследствии Указом Президента Республики Казахстан от 28 марта 2003 г. за. № 1050 на базе Центра право­вой статистики и информации при Генеральной прокуратуре с передачей его функций и полномочий образовано государственное учреждение — Комитет по правовой статистике и специаль­ным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

Комитет является ведомством, осуществляющим в пределах компетенции Генеральной прокуратуры Республики Казахстан функции и полномочия государственного органа по формирова­нию правовой статистики и ведению специальных учетов, а также надзор в этой сфере. Структура информационных фондов Комитета включает в себя такие виды специальных учетов, объединенных в единый информационный комплекс, как пофамильный и дактило­скопический учеты лиц, совершивших преступления, розыскные учеты субъектов коррупционных правонарушений, лиц, совер­шивших умышленные административные правонарушения. Кро­ме того, Комитетом ведется работа по идентификации личности преступников, неопознанных трупов, без вести пропавших лиц, что значительно повышает эффективность оперативно-розыскной и следственной работы правоохранительных органов.

Военная прокуратура. В настоящее время структуру органов военной прокуратуры со­ставляют:

Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов (Восточного, Западного, Центрального, Южного), прокуратуры гарнизонов (Акмолинского, Актауского, Алматинского, Атырауского, Аягузского, Гвардейского, Капшагайского, Кызылординского, Костанайского, Петропавловского, Сырыозекского, Талдыкорганского, Уральского, Усть-Каменогорского и Шымкентского) и войск.

Главную военную прокуратуру возглавляет Главный военный прокурор, назначаемый с согласия Президента Республики Казахстан Генеральным Прокурором Республики Казахстан, сроком на пять лет.

Структура, штатная численность, дислокация, а также расходы по обеспечению деятельности военных прокуратур устанавливается Главным военным прокурором с согласия Генерального Прокурора Республики Казахстан согласно бюджетным ассигнованиям.

Главный военный прокурор и подчиненные ему военные прокуроры в пределах своей компетенции, определенной Законом «О Прокуратуре», Положением о военной прокуратуре, обладают всеми полномочиями и правовыми гарантиями деятельности прокуроров и осуществляют их в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Военная прокуратура организуется и действует на основе тех же принципов, что и вся прокурорская система Казахстана (подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору; независимости от каких бы то ни было местных и военных органов; невмешательства в деятельность военной прокуратуры; обязательности исполнения должностными лицами и гражданами правовых актов военной прокуратуры; гласности).

Деятельность Главной военной прокуратуры осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре», иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также Положением о государственном учреждении «Главная военная прокуратура», утвержденным приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 26 ноября 2014 года № 148.

Статус Главной военной прокуратуры приравнивается к статусу прокуратуры области.

Военная прокуратура направляет свою деятельность на обеспечение воинской дисциплины и установленного порядка несения воинской службы, конституционных и иных прав и обязанностей военнослужащих, прав и законных интересов воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил. Осуществляет надзор за точным применением и исполнением Конституции, законов, воинских уставов и военной присяги. Говоря иными словами, военные прокуроры обеспечивают права и свободы военнослужащих, членов их семей и других граждан, соответствие закону правовых актов и действий военных органов, должностных лиц и гражданского персонала Вооруженных сил. Принимают меры к выявлению и устранению любых нарушений законности в сфере воинских правоотношений, причин и условий им способствующих, восстановлению нарушенных прав. Военные прокуроры не подменяют военные органы и не вмешиваются в их оперативную деятельность, личную жизнь военнослужащих и других граждан.

Военная прокуратура осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности органов военной разведки Министерства обороны Республики Казахстан, Пограничной службы, органов военной контрразведки и военной полиции Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, органов военной полиции Национальной гвардии и военно-следственных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Службы государственной охраны Республики Казахстан.

Кроме того, военная прокуратура осуществляет надзор за оперативно-розыскной деятельностью, которая проводится в отношении военнослужащих Вооруженных Сил, МВД, КНБ, органов военной разведки Министерства обороны РК, органов Пограничной службы КНБ РК, Службы государственной охраны Республики Казахстан.

Также осуществляет надзор за законностью досудебного расследования уголовных дел в отношении военнослужащих, граждан, находящихся в запасе во время прохождения ими воинских сборов, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершением преступлений в расположении воинских объектов.

Военная прокуратура осуществляет надзор за деятельностью органов дознания в Вооруженных Силах, в органах военной контрразведки КНБ РК. Военные прокуроры представляют интересы государства в военных судах, а также выполняют другие функции, предписанные законодательством.

Для обеспечения координации деятельности органов военной прокуратуры, рассмотрения наиболее важных вопросов прокурорского надзора и работы с кадрами, принятия по ним согласованных решений в Главной военной прокуратуре образуется коллегия.

В состав коллегии входят Главный военный прокурор (председатель коллегии), заместители Главного военного прокурора (по должности), руководители структурных подразделений Главной военной прокуратуры и начальник Военного управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

Члены коллегии утверждаются и освобождаются от обязанностей членов коллегии Главной военной прокуратуры Главным военным прокурором.

Главная транспортная прокуратура. Структуру транспортных прокуратур составляют: транспортные прокуратуры и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. Транспортные прокуратуры в Казахстане осуществляют надзор на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. На территории Казахстана на правах областных действуют три транспортные прокуратуры на железнодорожном транспорте, они созданы по количеству железных дорог (Юго-Восточная, Центральная, Западная).

Основными задачами надзора на транспорте являются:

- защита интересов государства и национальной безопасности, в том числе исключение фактов терроризма, провоза наркотиков, незаконной миграции и др.;

- безопасность на железнодорожном, воздушном, водном, трубопроводном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры;

- сохранность перевозимых стратегически важных грузов (зерно, нефть, военное оборудование и т.п.);

- защита прав пассажиров и других потребителей транспортных услуг.

Органы транспортной прокуратуры осуществляют проверки безопасности транспорта по мере необходимости, но не реже двух раз в год, а в судоходстве – в период навигации.

При возникновении чрезвычайных ситуаций, создающих реальную угрозу безопасности движения поездов, полетов, судоходства и на трубопроводном транспорте сотрудники транспортных прокуратур обязаны выезжать на место происшествия и принимать соответствующие меры реагирования. По каждому факту таких происшествий в течение 24 часов направляются спецсообщения в Генеральную прокуратуру.

По выявленным нарушениям законности на транспорте транспортные прокуроры обязаны принимать меры прокурорского реагирования в отношении должностных лиц предприятий и организаций, независимо от форм собственности их ведомственной принадлежности.

В ходе проверок на железнодорожном транспорте транспортные прокуроры обязаны систематически проверять и анализировать состояние безопасности движения в поднадзорных им регионах, принимать исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений. В ходе проверок транспортный прокурор проверяет изношенность железнодорожных путей, локомотивного парка, оборудования, средств сигнализации, связи, соблюдение прав пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и др.

Кроме того, в деятельности транспортных прокуроров по борьбе с нарушениями законности и преступностью большое значение имеют тесная координация и взаимодействие с территориальными прокурорами и органами внутренних дел на транспорте.

Специфика деятельности транспортных прокуратур состоит в том, что они осуществляют прокурорскую деятельность в определенных сферах правоотношений, характеризующихся такой спецификой, которая не может быть надлежащим образом обеспечена территориальными органами прокуратуры. Поэтому не случайно, что транспортный прокурор, осуществляя надзор в транспортной сфере, помимо общих законодательных актов, должен хорошо ориентироваться в актах, которые регулируют отношения на железнодорожном, водном, воздушном, трубопроводном транспорте.

К основным нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере транспорта, относятся:

- Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.);

- Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года № 266-II «О железнодорожном транспорте» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013 г.);

- Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года № 284-II О торговом мореплавании изменениями и дополнениями по состоянию на 08.04.2016 г.) и др.

Иные специализированные прокуратуры. К числу иных специализированных прокуратур можно отнести:

- природоохранные прокуратуры, которые создаются в целях усиления прокурорского надзора за применением законов об охране природы и окружающей среды. Они создаются по принципу межрайонных прокуратур. Руководят ими и контролируют их деятельность прокуратуры областей по месту их нахождения. В настоящее время в Казахстане действует 8 таких прокуратур (Атырауская, Акмолинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская, Мангыстауская, Уральская).

- прокуратуры по надзору за законностью в исправительных учреждениях. Они созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы. На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, администрацией этих учреждений, а также специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов названной системы. Такие прокуратуры действуют в Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях.

- прокуратуры, осуществляющие надзор на объектах особой важности и особо режимных объектах.

Такие прокуратуры создаются для соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы государственной тайны и обеспечения установленного режима секретности на особых режимных объектах. Они действуют в г.Байконур Кызылординской области, г.Курчатов Восточно-Казахстанской области, г.Приозерск Карагандинской области, п.Таукент Южно-Казахстанской области.

Все вышеназванные прокуратуры имеют статус районных прокуратур и действуют в пределах своей компетенции. Они не подменяют территориальные прокуратуры, а дополняют их деятельность, обеспечивая законность по основным направлениям прокурорского надзора во взаимодействии с ними.

Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. Основными направлениями деятельности Академии определены повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, в том числе состоящих в Президентском резерве руководства правоохранительных органов, координация и проведение межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, а также реализация программ послевузовского образования. Программа обучения призвана дать слушателям не только необходимые теоретические знания.

Образовательные программы ориентированы, прежде всего, на запросы практики и специфику работы каждого правоохранительного органа.

Кроме того, они дают возможность единого научного обеспечения правоохранительной системы, а также использования результатов прикладных исследований в практической деятельности. Таким образом, специализированная подготовка, подкрепленная.

Основная цель обучения – совершенствование у слушателей профессиональных навыков и управленческой компетентности, необходимых для назначения на руководящие должности.

Академия создана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан 4 мая 2015 года № 15

«О создании Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан»

изменениями от 29.12.2015 г.)

От профессионализма и компетентности сотрудников, их деловых и моральных качеств, в конечном счете, зависит эффективность работы по укреплению законности и правопорядка, а также уровень доверия граждан.
Исходя из этого, новое учебное заведение было объективно востребовано временем и призвано стать ведущим образовательным и научным центром правоохранительной системы, площадкой для конструктивного диалога ученых и практиков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: