Тема 4. Обеспечение безопасности и качества

4.1 Законодательное регулирование обеспечения качества и безопасности в России.

4.2 Обеспечение качества в развитых странах. Рекомендации международных стандартов ИСО 9000.

4.3 Эволюция стандартов ИСО 9000.

4.1 Основным законом, регулирующим правила взаимодействия государства, по­требителей и поставщиков продукции, устанавливающим их права и обязанности, яв­ляется федеральный закон "О защите прав потребителей"(№2300-1 от07.02.1992, посл. ред. от 03.07.2016).

Цели и принципы стандартизации, правила применения национальных стандартов в РФ устанавливает федеральный закон №184 – ФЗ «О техническом регулировании», принятый 27.12.2002 (дейст. ред. от 05.04.2016) и федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ от 29.06.2015 (дейст. ред. от 03.07.2016)

Закон "О защите прав потребителей", принятый в 1992 г. устанавливает ряд прин­ципиально новых (по крайней мере, для нашей страны) положений. Предусматри­вается, в частности:

• право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья;

• право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и
оказываемых услуг;

• право потребителя на информацию об основных потребительских свойствах това­ра, продукта, услуги, правилах и порядке использования (потребления), а также
право на информацию об изготовителе, продавце;

• право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя:
•механизм защиты потребителей, права которых нарушаются продажей недобро­
качественных товаров, ненадлежащими работами и услугами;

•ответственность изготовителя, продавца за причинение вреда, ненадлежащее ка­чество товара, услуги, а также за предоставление ненадлежащей информации о товаре, услуге, изготовителе, продавце.

Закон предусматривает систему мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, оказание услуг ненадлежащего качества, которые могут причинить вред человеку и окружающей среде, несмотря на соблюдение правил пользования, хра­нения, транспортировки.

Устанавливается состав и полномочия государственных органов и других органи­заций по установлению и контролю обязательных требований к безопасности това­ров и услуг.

Именно этим Законом была введена в России обязательная сертификация, то есть обя­зательное прохождение процедуры подтверждения соответствия продаваемой на территории России продукции требованиям к безопасности товаров и услуг, уста­новленным в стандартах.

4.2 Подгоняемые жесткой конкурентной борьбой предприятия развитых стран зна­чительно раньше, чем Россия, начали заботиться о качестве своей продукции, эффек­тивной системе управления качеством. Основой для создания целостной концепции управления качеством в условиях развитой рыночной экономики стали идеи Шухарта, Деминга, Тагути и др. Применяя эти идеи, ряд передовых стран соз­дал национальные системы качества. Для обеспечения целей все более развивающейся международной интеграции были разработаны международные стандарты в области управления качеством, объединенные в серию ISO 9000.

Общим термином "ISO 9000" обознача­ют для краткости группу международных стандартов по управлению качеством и обес­печению качества, разработанных Международной организацией по стандартизации ISO.

Стандарты ISO носят, рекомендательный характер, устанавливают требования к системе качества.

Сертификация на соответствие стандартам ISO 9000 проводится независимыми компаниями (регистраторами), аккредитованными национальной системой регистра­ции. В процессе сертификации, занимающем, как правило, около двух лет, регистратор проводит одну или несколько проверок систем качества (аудитов) на соответствие требованиям стандартов и (если находит, что требования стандартов в основном удов­летворены) выдает сертификат, действительный в течение трех лет. Во время действия сертификата регистратор проводит периодические проверки, а по его окончании про­цедура сертификации повторяется в полном объеме.

В современных условиях потребитель, заключая контракт на поставку продук­ции, обычно знакомится с действующей у поставщика системой управления качеством.

Создание стандартов ISO было вызвано необходимостью упорядочить практику оценки фирмой-заказчиком системы обеспечения качества на фирме, поставляющей продукцию по контракту. В стандартах ISO 9000 содержатся модели системы, на соот­ветствие которым проверяется система, действующая у поставщика.

В основе этих систем предусматривается единство двух аспектов:

- обеспечение потребности и интересов предприятия на основе достижения и поддержания требуемого уровня качества при оптимальных затратах;

- обеспечение потребности и требований потребителя на основе гарантированного получения или поставок продукции и предоставления услуг требуемого качества.

В международных стандартах ISO 9000 также имеются элементы противозатратной системы обеспечения качества продукции, предусматривающие сокращение излишних, не вызванных необходимостью затрат на качество. Эти стандарты ориентируют пользователя на снижение себестоимости продукции и услуг за счет предотвращения потерь от брака и снижения качества, применения современных методов управления.

Стандарты ISO серии 9000 аккумулировали в себе практически все достижения в области управления качеством. Обеспечение и поддержание качества достигаются применением системного подхода к общему руководству качеством и предприятием в целом.

В основе стандартов ISO 9000 заложена идеология сквозного управления каче­ством. Объектом управления в этих системах является весь жизненный цикл создания и эксплуатации или потребления конкретного вида продукции.

Требования к системе качества, устанавливаемые ISO 9000, являются дополни­тельными (не альтернативными) по отношению к техническим требованиям, устанав­ливаемым на продукцию. Стандарты устанавливают элементы, необходимые для вклю­чения в системы качества. Стандарты являются общими, не зависящими от какой-либо конкретной отрасли или сектора экономики. На проектирование и внедрение системы качества оказывают влияние различия в потребностях организации, специфика ее за­дач, поставляемые продукция и услуги, а также применяемые технологии, иные про­цессы и традиции.

Стандарты ISO серии 9000 устанавливают требования к системе управления качеством предприятия: к идентификации продук­ции, технологиям, организации управления, процедурам контроля и т.д

В мире прослеживается стремительное распространение сертификации систем качества на соответствие стандартам ISO серии 9000.

Пользователями (потребителями) стандартов ISO являются предприятия-изготовители (производители, поставщики), воплощающие требования стандартов пу­тем разработки конкретных руководств и положений (процедур) на предприятиях, а также национальные органы по стандартизации, разрабатывающие национальные стан­дарты - аналоги стандартов ISO серии 9000.

Добровольность сертификации системы качества поставщика на соответствие требованиям стандартов ISO серии 9000 служит важным элементом конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг. Одним из аспектов такой конкуренции является оценка и выбор поставщика на основе результатов сертификации его системы качества. Таким образом, стандарты ISO можно рассматривать как элементы саморегулирования экономики страны.

При этом государство, как правило, не регулирует применение стандартов ISO серии 9000, хотя и создает благоприятную почву для их внедрения. Внедряя один из стандартов ISO серии 9000 при создании системы качества предпри­ятия, его руководство учитывает конъюнктуру рынка, механизмы формирования цен, уровень конкуренции и др. факторы.

 

4.3 Необходимость интернационализации общественной жизни, развитие тенденций международной торговли вызвали потребность в стандартизации сфер производства и потребления. Для этого потребовалась разработка международных стандартов:

1. стандартов на продукцию;

2. стандартов по обеспечению качества.

Первый международный стандарт был опубликован в Праге в 1929 году (Стандарт ISA). В 1946 году организована международная организация по стандартизации ИСО, которая является неправительственной организацией, (имеет статус специальной организации ООН с центром в Женеве), и которая координирует деятельность сертификационных организаций. В России ее представляет Госстандарт РФ.

В 1987 г. принята серия стандартов ИСО 9000, в основе которых находятся стандарты британской организации по стандартизации, которые, в свою очередь, основаны на американских стандартах качества на готовую продукцию. В 1994 г. технический комитет ИСО/TC 176 завершил пересмотр стандартов версии 1987 года. В 1994 г. в состав версии ИСО 9000 вошли 16 стандартов. Стандарты качества устанавливают, что должно быть, но не как этого достигнуть – это рекомендации по организованным действиям по обеспечению качества. В Европе согласованием или гармонизацией стандартов занимается CEN – Европейский комитет по стандартизации, CENELEC – Европейский комитет по стандартизации в области техники, EIST – европейский институт стандартизации в области телекоммуникаций. Европейский комитет принял стандарты ИСО 9000 и ввел их как европейские. В настоящее время эти стандарты распространены более чем в 100 странах мира.

Многие российские предприятия занялись сертификацией на соответствие стандартам ISO по требованию своих зарубежных деловых партнеров.

По данным стандартам проходят сертификацию организации, желающие продемонстрировать свои способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующую обязательным требованиям, ставящие своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения систем менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения.

В конце 90-х годов под давлением общественности, озабоченной проблемами сохранения окружающей среды на планете, были разработаны стандарты ISO 14000.

Появление стандартов ISO 14000 называют одной из значительных международных природоохранных инициатив.

Сертификат ISO 14000 — соответствие международным стандартам по созданию системы экологического менеджмента.

Само понятие “система экологического менеджмента” впервые было четко определено и разъяснено в Стандарте Великобритании BS 7750 (Environmental Management Systems) в 1992 году. Примечательно, что этот стандарт появился не как результат деятельности государства, а по инициативе английских промышленников, столкнувшихся с ужесточением природоохранного законодательства и необходимостью применения адекватных управленческих решений.
В соответствии с ISO 14000, система экологического менеджмента – это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.
Основные цели внедрения на предприятии системы экологического менеджмента и ее сертификации:

· Снижение негативного воздействия на окружающую среду;

· Повышение экологической эффективности деятельности предприятия;

· Повышение экономической эффективности деятельности предприятия;

· Снижение образования и переработка отходов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: