6.1 Понятие и принципы формирования систем управления качеством.
6.2 Организационная и нормативная база проведения сертификации систем качества
6.2 Процессный подход в управлении качеством
6.3. Структура и элементы системы управления качеством.
6.1.Согласно определению, данному в стандарте ИСО 8402 (преобразован в стандарт ИСО 9000), система качества (система управления качеством, менеджмент качества) это совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, методик, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.
Характерными особенностями современной системы управления качеством являются охват всех аспектов производства, влияющих на качество, продуманная система мотивации и ответственности сотрудников, обязательное документирование всех процедур, обеспечение всех участвующих в производстве необходимыми материальными, административными и информационными ресурсами. Она никогда не бывает совершенной и законченной, должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся требованиям и желаниям потребителей, к внутренним требованиям по качеству, методам и средствам производства, материалам и другим условиям.
Основные принципы, по которым должна строиться современная система управления качеством следующие: (перечислены в преамбуле новой редакции стандарта ИСО 9000 версии 2000 года)
Ориентация на потребителя. Организация всего процесса должна быть сфокусирована на интересах потребителя. Именно они должны определять требования к продукции и к ее производству, направления и приоритеты развития.
Ответственность руководства. Руководители всех уровней должны быть заинтересованы и вовлечены в процесс постоянного улучшения качества продукции. Ответственность руководителей должна быть четко определена, области ответственности не должны пересекаться, не должно быть проблем, за которые никто не отвечает.
Вовлечение людей. Каждый сотрудник должен быть мотивирован на выпуск качественной продукции, выявления несоответствий, вызывающих их причин и постоянное улучшение качества. Система должна поощрять инициативу сотрудников, способствовать их профессиональному росту и совершенствованию.
Процессный подход. Каждая технологическая операция, каждое действие должны рассматриваться как процесс, имеющий входные потоки (материалы, используемые ресурсы, кадры, механизмы) и выходные потоки (результаты процесса). Процессы, составляющие производство, должны быть обеспечены и согласованы.
Системный подход к управлению. Все действия по управлению рассматриваются в комплексе. Учитываются последствия каждого действия на систему в целом.
Постоянное улучшение. Не существует предела улучшения качества. Даже если удалось достичь существенно лучшего качества, чем у конкурентов, прекращение улучшения качества очень быстро сделает товар неконкурентоспособным.
Принятие решений должно основываться на фактах. Принятие решений в условиях неопределенности (когда многие факторы не известны) влечет за собой тяжелые и дорогостоящие ошибки. Для их исключения должна собираться и использоваться исчерпывающая информация о процессе, количестве и качестве исходных потоков, состоянии машин и процессов.
Взаимовыгодные взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Хорошая сделка тогда хороша, когда она выгодна обеим сторонам. Если фирма хочет добиться стабильного качества, то нужно помнить, что нарушение своих обязательств всегда ведет к срыву налаженной системы, которую затем будет воссоздать достаточно сложно.
6.2 Впервые стандарты на системы управления качеством были разработаны в Великобритании в 70-е года ХХ века. В середине 80-х годов Международная организация по стандартизации (ИСО) начала разработку международных стандартов по данной проблематике, которые получили широкую известность, как стандарты серии 9000.
Разработка данных стандартов создала единую нормативную базу для сертификации систем менеджмента качества во многих странах. Россия также приняла в качестве национальных стандартов основные стандарты ИСО (ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003 -96).
Кроме того, в связи с внедрение рыночных отношений и развитием внешнеэкономических связей Госстандартом РФ в 1995 г. была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производства», которая получила название «Регистр систем качества» (в данном случае «регистр» следует толковать как название особого органа, осуществляющего функции надзора в специальной области управления). Регистр — это система добровольной сертификации, однако она является составной частью государственной системы сертификации ГОСТ Р, которая, как известно, представляет систему обязательной сертификации. Решение о введении добровольной системы в государственную Систему ГОСТ Р объясняется известностью Системы сертификации ГОСТ Р в том числе за рубежом, где ее сертификат и знак соответствия находят признание. Знак соответствия Регистра систем качества аналогичен знаку Системы ГОСТ Р Он отличается лишь записью «Регистр» над знаком системы и указанием номера стандарта ИСО под знаком.
Регистр организован в соответствии с действующим законодательством, правилами по сертификации и государственными нормативными документами РФ, а также европейскими и международными правилами и нормами в области сертификации систем качества. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 13.04.2000 № 107 –ст.
В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, в Регистре используются государственные стандарты России, представляющие собой принятые «методом обложки» международные стандарты ИСО.
6.3 Процессный подход широко используется при анализе и проектировании систем управления качеством.
Рассмотрим технологический процесс производства какой либо продукции. На входе процесса мы имеем сырье. В ходе процесса сырье перерабатывается в продукцию, которую мы и получаем на выходе. Все особенности технологии, труд персонала и используемая техника находятся "внутри процесса". Описание процесса сводится к указанию объемов и свойств входных ресурсов, свойств и объема выходного продукта, а также правила преобразования входа в выходной продукт. Качество продукции и эффективность производства зависят как от внутреннего устройства процесса, так и от внешнего окружения: наличия и качества сырья, цены и востребованности продукции и т.д. Такой способ рассмотрения позволяет разделить все факторы, влияющие на процесс, на внешние и внутренние, а все задачи обеспечения процесса на задачи типа: "Как обеспечить нужные объемы и качество ресурсов на входе", "Как обеспечить правильное и эффективное преобразование ресурсов в продукцию" и "Что делать с полученной продукцией". Процесс будет проходить нормально, если:
• объемы входных потоков достаточны для его реализации, а их качество удовлетворяет установленным требованиям;
• кадры обучены выполнению процесса, имеется мотивация на качественное и
своевременное выполнение работы;
• машины исправны, а их характеристики соответствуют требованиям процесса;
• выполняются все внешние условия реализации процесса.
Попробуем применить тот же подход для другого случая. Есть товар, который нужно продать. В этом случае входом процесса будет товар, процессом - совокупность действий по его подготовке и продаже, выходом - результат продажи (полученная выручка, взятые и исполненные обязательства, новые связи и т.д.). Если соединить два этих процесса так, чтобы входом процесса продажи был выход технологического процесса, то опять получим процесс. Но при объединении необходимо проанализировать: соответствует ли выход первого процесса требованиям к входу второго, не противоречат ли преобразования первого и второго процесса друг другу. Последовательно объединяя элементарные процессы и каждый раз, проводя анализ соответствия входа и выхода, можно построить модель сложного процесса, оценить правильность его работы, выявить противоречия, неэффективно организованные цепочки "узкие места". Такой способ рассмотрения называется процессным подходом.
В объединенный процесс могут входить и вспомогательные, обеспечивающие процессы, если предприятию приходится их выполнять, а не пользоваться готовыми результатами, полученными другими. В качестве таких самостоятельных процессов, но входящих в объединенный, могут быть и исследования рынка, и закупки сырья, и ремонт оборудования, и т.д.
Входами и выходами процессов могут быть и определенные продукты, товары, и энергия, информация, и т.п.
Как управляется процесс? "Изнутри" процесс состоит из множества элементов. Для согласования и направления их деятельности на общую цель (правильное и эффективное преобразование входных ресурсов в результат на выходе), как правило, необходим элемент управления.
При появлении несогласованности или сбоев в работе элементов, элемент управления должен обеспечить внутреннюю устойчивость процесса.
Для борьбы с внешними причинами неустойчивости необходимо отслеживать изменение внешних условий и изменять внутренние параметры процесса таким образом, чтобы скомпенсировать внешние изменения. Реагирование на изменение внешних факторов происходит следующим образом. Информация о выходе анализируется по определенным, заранее установленным правилам. Если обнаружено отклонение выходных характеристик от нормы, вырабатывается корректирующее воздействие на внутренние элементы процесса.
Даже при очень большом начальном запасе устойчивости процесс не сможет сохранять устойчивость достаточно долго. Накапливаются внутренние изменения и поломки, внешние условия изменяются так сильно, что простое реагирование на изменение внешних факторов не в состоянии вовремя отследить и скомпенсировать их. Для поддержания устойчивого состояния процесса в течение длительного времени, а также для совершенствования и развития процесса необходим еще один контур управления. В отличие от обратной связи, этот контур должен не просто отслеживать изменения, а уметь распознавать причины наступивших и будущих изменений, предсказывать и упреждать развитие событий. Воздействие этого контура уже не может ограничиваться изменением внутренних параметров процесса. Может потребоваться коренное изменение или замена внутренних элементов процесса, модернизация его структуры и даже изменение правила преобразования. Назовем этот контур стратегическим управлением.
Введение в систему управления процессом дополнительных контуров существенно усложняет и удорожает процесс. Поэтому использование обратной связи целесообразно только для тех процессов, сбой которых может привести к значительным потерям или потенциально опасен для жизни и здоровья людей. Контур стратегического управления применяется только в сложных и дорогостоящих процессах (например, деятельности предприятия), когда требуется обеспечить его жизнеспособность в изменяющихся условиях на протяжении долгого времени.
Процессный подход широко используется при анализе и проектировании систем управления качеством. В новой редакции стандартов ISO 9000 процессный подход назван одним из основных принципов построения системы управления качеством. Преимуществом процессного подхода является непрерывность управления (выдержка из ИСО 9001).
Компания, в ходе достижения поставленных целей (в рамках заявленной Политики в области качества), выделяет собственные процессы, исходя из важности поставленных целей исключительно. Причем, выделенные процессы на этапе разработке и внедрения системы менеджмента качества, при пересмотре целей (а раз в год это делать придется) могут меняться.
Процессы идентифицируются индивидуально для каждой компании. Есть схожие для многих компаний - процесс “Производство продукции”, процесс “Закупки”, процесс “Подготовка производства” и прочие. Есть основные, есть вспомогательные. И какие наиболее важные на данный момент выбирает сама компания.
Сам процесс представляется в виде документа (процедура, карта Процесса). Для каждого процесса формулируется цель, определяется поэтапное осуществление (можно в виде алгоритма + матрица ответственности), а также ответственность, как назначенного руководителя, так и исполнителей отдельных процедур процесса. А дальше осуществляется мониторинг с последующим улучшением процесса.
В этом смысле международный стандарт, как и российский ГОСТ Р ИСО 9001 гласит -”Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом”.
6.4 Система управления качеством представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов. Как они функционируют и взаимодействуют рассмотрим далее.
Структура управления. Для координации решений существует многоуровневая система подчиненности персонала, правила работы которой записаны в должностных инструкциях, стандартах предприятия и других документах. Совокупность всех производственных связей между сотрудниками предприятия, используемая для управления, а также документация, регламентирующая эти связи, называется структурой управления.
Информационное обеспечение. Для обеспечения необходимой информацией всех, кто принимает решения, служит система информационной поддержки. Основные требования к информации: полнота, своевременность и доступность, достоверность.
Работа с персоналом. Для реализации принципа вовлечения персонала разрабатываются специальные системы обеспечения работы и мотивации сотрудников. Поручая работу сотруднику, руководитель должен продумать:
• Может ли данная работа быть выполнена данным сотрудником в существующих условиях?
• Все ли ресурсы, необходимые для успешного выполнения работы имеются у сотрудника?
• Как мотивирован сотрудник на своевременное и эффективное выполнение работы с хорошим качеством?
Необходимо поощрять стремление сотрудников к совершенствованию своего процесса и производства в целом. Выявление несоответствий, поиск их причин должен не наказываться, а поощряться.
Перспективы своего роста сотрудник должен связывать с постоянным повышением своей квалификации и учебой
Технологический процесс. Необходимо иметь четкую "картину" состояния процесса, уметь отслеживать изменения состояния, вызванные внешними и внутренними факторами, а также управляющими воздействиями. Информация для построения такой картины складывается из результатов измерений, учетных сведений о движении сырья, материалов, перерабатываемой и готовой продукции, а также о решениях и действиях, предпринимаемых для управления процессом. Из этого следуют основные требования к управлению технологическим процессом:
• Прослеживаемость продукции на всем пути ее производства.
• Полнота и достоверность измерительной информации. Правильность измерений и достоверность их результатов должны гарантироваться метрологической службой и системой информационного обеспечения. Информация должна быть доступна ЛПР в момент принятия решения.
• Правильность интерпретации полученной информации.
• Учет предпринимаемых действий. Все решения и действия по управлению процессом должны быть зафиксированы в соответствующей документации.
Управление процессами хранения и транспортировки. Качественная продукция бывает портится из-за небрежного хранения, погрузки или транспортировки. Уже произведены все затраты, продукция учтена, ее ждет потребитель, а она испорчена Для каждого вида выпускаемой продукции должны быть определены условия ее хранения и транспортировки.
Организация работы с несоответствующей продукцией и сырьем. Сырье, продукция в процессе переработки или конечный продукт, признанные негодными, должны исключаться из дальнейшей переработки и реализации. Для недопущения этого в системе качества предусматриваются специальные меры, включающие маркировку несоответствующей продукции, документировании выявленных несоответствий и раздельную работу с годной и негодной продукцией. Брак, не поддающийся доработке, должен быть удален, утилизирован или, при невозможности утилизации, уничтожен.
Для правильной организации работы с несоответствующей продукцией важно четкое распределение ответственности должностных лиц, принимающих решения о соответствии сырья и продукции, выбирающих направления их использования. Брак не должен скрываться. В должностных инструкциях должны быть разделы, посвященные работе с несоответствующей продукцией. Система документации должна обеспечить фиксацию выделения брака, отслеживание его доработки и утилизации.
Работа с поставщиками и потребителями. Используя некачественное, неритмично поставляемое сырье, трудно надеяться на своевременный выпуск качественной продукции. Для обеспечения стабильной сырьевой базы необходимо постоянно работать с поставщиками. Чтобы поставщики не подвели нужно мотивировать их на стабильный выпуск качественной продукции. Первый шаг мотивации - четкая запись требований к ритмичности и качеству поставок в договорах. При аудите системы качества наличие требований к качеству в договорной документации является необходимым условием соответствия системы требованиям стандартов серии ISO 9000. Проверка требований, записанных в договорах, осуществляется по результатам входного контроля. Результаты проверки должны учитываться при расчете с поставщиками и решении вопроса о продлении контрактов на поставку.
Необходимо вовлечение поставщиков в процесс улучшения качества. Здесь возможны несколько направлений действий, которые, могут предприниматься и одновременно.
• Мотивация поставщиков за счет цены, ослабления или ужесточения условий контрактов. Поставщики, постоянно выполняющие договорные условия, получают специальные премии за качество. Договора с ними заключаются на более льготных условиях. Нарушители договоров лишаются всех этих благ.
• Интеграция систем управления качеством. Системы управления качеством производителя и поставщика частично или полностью объединяются. Такое объединение позволит лучше согласовать производства сырья и продукции, сократить совокупные затраты, повысить уровень и стабильность качества продукции.
Работа с рекламациями и жалобами заказчиков должна быть организована четко. Всякая жалоба покупателя должна быть рассмотрена, а всякая обоснованная жалоба - удовлетворена. Для того, чтобы обоснованных жалоб было меньше необходимо уже при заключении контракта подумать о его выполнимости. Поэтому четкое описание требований к качеству и графику поставок должны быть включены в договор.
Планирование и проектирование. Развитие предприятия обеспечивается путем проектирования и организации выпуска новой продукции, освоения новых видов деятельности, выхода на новые рынки и т.д.
Согласно принципу фокусировки деятельности фирмы на потребителя, основным объектом изучения внешней среды должен стать рынок продукции. Фирма должна непрерывно отслеживать изменения на этом рынке: появление новой продукции и конкурентов, изменение запросов в различных сегментах рынка. Важно хорошо представлять свое место на рынке, уметь оценивать преимущества и недостатки своей продукции и товаров конкурентов.