Экономическая эффективность управления качеством

7.1 Взаимосвязь качества и эффективности

7.2 Экономическая эффективность повышения качества

7.3 Управление затратами на обеспечение качества

7.1 Управление качеством решает две основные экономические задачи:

определение наиболее целесообразного обеспечивающего необходи­мую конкурентоспособность уровня качества и организация достижения этого уровня.

Эффективность управления качеством выражается в дополнительных доходах, полученных за счет этого процесса, в сравнении с затратами, необ­ходимыми для его осуществления.

Одно из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства в целом и эффек­тивности отдельного предприятия - это улучшение качества продукции.

Между эффективностью производства и качеством существует определенная взаимосвязь. Повышение качества способствует росту эффективности произ­водства, приводит к снижению затрат и увеличению доли предприятия на рынке..

В экономической литературе распространение получила концепция, согласно которой улучшение качества продукции, как правило, требует по­вышенных затрат на ее производство, а экономический эффект от этого по­лучается в сфере потребления. Обычно имеются в виду не только дополни­тельные капитальные затраты на организационно-технические усовершенст­вования, но и повышение трудоемкости, возрастание затрат на материалы, оборудование и т.д. Вывод «выше качество — выше затраты на производство» использует­ся при установлении цен на продукцию (услуги) повышенного качества, что нельзя признать верным. Затраты на производство единицы продукции улучшенного качества обычно сравнивают с затратами на производство единицы той же продукции прежнего качества. Подобное сопоставление нельзя признать правомерным, ибо общественная полезность, значимость продукции различного качества в удовлетворении соответствующих потреб­ностей неодинакова. Следовательно, при использовании продукции разного качества сопоставление необходимо проводить на одинаковый объем удов­летворения потребностей. Надо сравнивать затраты на производство и вос­производство единицы потребительской стоимости, общественной полезно­сти продукции.

В практической деятельности затраты на продукцию разного качества часто сопоставляют, не учитывая различные условия производства. При ана­лизе затрат на ранее выпускаемую продукцию учитывают затраты (трудоем­кость, материалоемкость, энергоемкость, фондоемкость, себестоимость и т. д.) периода, когда уже был накоплен определенный опыт, были отработаны технология, конструкция и т. д. Для продукции более высокого качества, выпускаемой взамен прежней, используются показатели периода освоения или первого года серийного производства.

 

Любое предприятие одновременно является и изготовителем продук­ции (производителем услуг), и потребителем сырья, средств производства. Повышение качества означает, что предприятия получают от своих постав­щиков высококачественные материалы, запасные части, полуфабрикаты, машины, приборы, оборудование и г. д. Таким образом, обеспечиваются ма­териальные предпосылки для возрастания качества труда, его экономии на всех стадиях воспроизводства продукции общественно необходимого каче­ства.

Количество, качество и ассортимент продукции (услуг) должны орга­нически соединяться в комплексном критерии эффективности производства. Уровень качества применяемых ресурсов, включая природные, труда и вы­полнения работ, обусловливает конечный результат производственной дея­тельности — полезный общественный эффект использования единицы ре­сурсов.

Экономическая эффективность от улучшения качества продукции мо­жет быть определена следующей формулой:

Эффективность = Качество * Объем производства (реализации) / затраты

Эффективность производства может возрастать даже при сокращении объемов реализации, если качество продукции (услуг) повышается быстрее, чем снижаются объемы ее выпуска.

Для определения экономической эффективности улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

повышение качества требует дополнительных текущих и еди­новременных затрат;

экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у производителя, а у потребителя;

следует рассчитывать экономию от снижения брака;

при повышении качества предприятие получает экономическую выго­ду от увеличения реализации продукции, возрастания продажной цены, рос­та экспорта, снижения брака.

Учитывая факторы, влияющие на качество продукции, можно выде­лить основные пути его повышения и укрепления конкурентоспособности предприятия:

повышение технического уровня производства;

рост квалификации персонала;

совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации;

внедрение выборочного и сплошного входного контроля качества поступающего сырья и материалов, комплектующих деталей и узлов;

повышение эффективности служб качества;

воспитание гордости за качество выпускаемой продукции (услуг) и ее марку;

материальное и моральное стимулирование персонала.

 

 

7.2 Для удовлетворения потребностей человека товары (услуги) должны иметь определенные свойства. Степень соответствия свойств товара удовле­творяемым с его помощью потребностям определяет качество продукции, то есть мерой качества служит степень удовлетворенности потребителя, опре­деляемая соотношением стоимости продукции и потребительской стоимости.

Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые пре­пятствуют продаже, имеет ценность. Для потребителя же ценность имеет только та продукция, которая соответствует его ожиданиям.

Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибы­ли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, экономическое и соци­альное развитие предприятия.

Эффект производителей формируется за счет следующих источников: прироста производства валовой продукции; улучшения качества продукции; увеличения производительности и снижения затрат труда на единицу продукции или производственную единицу; снижения себестоимости; сокращения потерь при транспортировке, хранении и реализации продук­ции.

 

 

Эффект от повышения качества

 

 

Для производителей продукции (услуг) Для потребителей продукции (услуг) Для общества
- более полно используются ресурсы; -сокращаются потери от брака и рекламаций; -увеличиваются доходы от реализации продукции более высокого качества; -повышаются возможности материального стимулирования работников; -возрастает моральное удовлетворение персонала, повышается корпоративный дух -растет удовлетворенность потребителей товаров и услуг определенной фирмы; -расширяется и обновляется ассортимент продукции; -создаются более благоприятные условия в сфере потребления за счет сокращения затрат - увеличивается народно-хозяйственный эффект на единицу затрат; -расширяются экспортные возможности государства, растут валютные поступления; -активизируется внедрение достижений научно-технического прогресса в отраслях  

 

 

При определении эффекта потребителей продукции необходимо учитывать потребление производительное и непроизводительное (личное потреб­ление). Эффект при производительном потреблении в полной мере может быть оценен экономически. Основными источниками получения такого эф­фекта являются прирост производства валовой продукции, а также улучше­ние качества продукции за счет повышения качества сырья. Эффект потре­бителей, связанный с непроизводительным, то есть личным, потреблением, выступает в качестве социального, показателями которого могут быть: повышение уровня потребления в рамках научно обоснованных норм; снижение содержания вредных веществ в продуктах; улучшение санитарно-гигиенических условий производства; повышение культуры обслуживания и т. д.

В результате управления качеством возникают различные виды экономи­ческого эффекта:

1. Повышение полезности объекта (изменение потребительной стоимости) — один из видов экономического эффекта от изменения качества. Этот эффект в первую очередь связан с предложением рынку новых товаров высокого ка­чества, что приводит к повышению доли предприятия на рынке, улучшению его имиджа, победам над конкурентами, дополнительному обороту и прибы­ли и т. д.

2. Предотвращенный убыток — оп­ределяется степенью обеспечения предприятием заявленного качества. Он возникает в негативных для предприятия условиях, когда реальное качество не соответствует проектному, а также тому, которое предприятие «обещает» потребителям в контрактах, проспектах, рекламе и т.д. Предприятие работает над тем, чтобы уменьшить отрицательный результат. Этот вид эффекта по сути убыток, не возникший благодаря мерам по обеспечению качества.

Предотвращенный убыток бывает двух видов:

— предотвращенный ущерб, определяемый уменьшением потерь наличного имущества: эффект состоит в снижении потерь от брака, рекламаций, штра­фов, связанных с отклонением продукции от установленных норм; —упущенная выгода — недополучение тех имущественных благ, которые могли быть получены, если бы было обеспечено обещанное (заявленное) ка­чество (например, если бы потребители были полностью удовлетворены ка­чеством продукции предприятия и не стали бы вместо нее приобретать това­ры конкурентов).

 

7.3. Управление затратами на обеспечение качества играет важную роль в конкурентных позициях предприятия, определяя их. Эффективное управление затратами должно учитывать их структуру. Одна из наиболее полных структур затрат на управление качеством была разработана А. Фейгенбаумом. В соответствии с ней эти затраты могут быть разделены на три вида.

1. Затраты производителей продукции.

Выделяют прямые затраты и дополнительные.

К прямым относят:.

Предупредительные затраты — включают затраты на планирование каче­ства, подготовку контроля технологических процессов, работу с кадрами, оборудование, используемое для управления качеством, мероприятия в рам­ках системы качества.

Оценочные затраты — затраты на испытания и приемочный контроль, ла­бораторные проверки измерительных приборов и их обслуживание, самокон­троль, сертификацию, командировки к поставщикам для проверки качества сырья и т.д.

Затраты из-за внутренних отказов в пределах технологического процесса внутри предприятия: утилизация, переделка, потери сырья и т. д.

Затраты из-за внешних отказов — на устранение дефектов вне предпри­ятия: доработку продукции, штрафы за низкое качество в рамках юридиче­ской ответственности, потери от возврата и замены продукции низкого каче­ства.

К дополнительным затратам относят:

Косвенные затраты — затраты на дополнительные операции в технологии, связанные с неуверенностью в качестве; на материалы, оборудование и рабо­чую силу, излишне расходуемые из-за несовершенства технологии.

Непредвиденные затраты — непланируемые затраты из-за низкого качест­ва продукции — судебные издержки, снижение спроса и объемов сбыта.

2. Затраты поставщиков и потребителей (затраты поставщиков аналогичны затратам производителей продукции).

3.Совместные затраты производителей продукции и поставщиков.
Связаны с необходимостью создания системы обеспечения достоверной и
оперативной информацией о качестве объектов органов по сертификации, обществ потребителей, посреднических фирм, органов, контролирующих безопасность населения и окружающей среды, всех потребителей продукции. Включают затраты на соответствующее оборудование и обмен информацией.

Система затрат на качество представляет собой довольно «тонкий» меха­низм, разумное управление которым может позволить предприятию извлечь немалые экономические выгоды.

Существуют два подхода к выработке стратегии управления затратами на качество. Главное их отличие связано с разными ориентирами при планиро­вании приемлемого объема отклонений параметров реально созданного объекта от их номинальных значений. Традиционный подход, который исполь­зуется российскими предприятиями, сориентирован на определенное эконо­мически выгодное предприятию число таких отклонений — оптимальную дефектность.

При другом подходе, который получил распространение на ведущих фир­мах мира (особенно японских), используется концепция «ноль дефектов» как самая экономически выгодная. Такая стратегия управления затратами на ка­чество приводит к увеличению затрат на профилактику дефектов. Концепцию «ноль дефектов» предложил в 1964 г. президент американского общества по управлению качеством Ф. Кросби. Эта концепция базируется на Саратовской системе бездефектного изготовления продукции, возникшей в 50-е годы на предприятиях оборонной промышленности СССР. Стратегия «ноль дефектов» предусматривает увеличение затрат на профилактику де­фектов в среднем в пять раз, что обеспечивает почти в два раза более эф­фективную экономическую стратегию затрат на качество. Увеличивая затра­ты на предупреждение отклонений, постепенно снижая их на контроль и проверку качества, необходимо добиваться снижения затрат из-за внутрен­них и внешних отказов так, чтобы общие затраты на качество снижались.

Вкладывать средства в качество экономически выгодно для предприятия, так как это приводит не только к повышению конкурентоспособности про­дукта и его оборота на рынках сбыта, но и повышает фактическую произво­дительность, снижает реальную себестоимость производства. Самое же цен­ное и стратегически важное следствие повышения качества — улучшение имиджа предприятия как выпускающего высококачественную продукцию.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: