7.1 Взаимосвязь качества и эффективности
7.2 Экономическая эффективность повышения качества
7.3 Управление затратами на обеспечение качества
7.1 Управление качеством решает две основные экономические задачи:
определение наиболее целесообразного обеспечивающего необходимую конкурентоспособность уровня качества и организация достижения этого уровня.
Эффективность управления качеством выражается в дополнительных доходах, полученных за счет этого процесса, в сравнении с затратами, необходимыми для его осуществления.
Одно из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства в целом и эффективности отдельного предприятия - это улучшение качества продукции.
Между эффективностью производства и качеством существует определенная взаимосвязь. Повышение качества способствует росту эффективности производства, приводит к снижению затрат и увеличению доли предприятия на рынке..
В экономической литературе распространение получила концепция, согласно которой улучшение качества продукции, как правило, требует повышенных затрат на ее производство, а экономический эффект от этого получается в сфере потребления. Обычно имеются в виду не только дополнительные капитальные затраты на организационно-технические усовершенствования, но и повышение трудоемкости, возрастание затрат на материалы, оборудование и т.д. Вывод «выше качество — выше затраты на производство» используется при установлении цен на продукцию (услуги) повышенного качества, что нельзя признать верным. Затраты на производство единицы продукции улучшенного качества обычно сравнивают с затратами на производство единицы той же продукции прежнего качества. Подобное сопоставление нельзя признать правомерным, ибо общественная полезность, значимость продукции различного качества в удовлетворении соответствующих потребностей неодинакова. Следовательно, при использовании продукции разного качества сопоставление необходимо проводить на одинаковый объем удовлетворения потребностей. Надо сравнивать затраты на производство и воспроизводство единицы потребительской стоимости, общественной полезности продукции.
|
|
В практической деятельности затраты на продукцию разного качества часто сопоставляют, не учитывая различные условия производства. При анализе затрат на ранее выпускаемую продукцию учитывают затраты (трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, фондоемкость, себестоимость и т. д.) периода, когда уже был накоплен определенный опыт, были отработаны технология, конструкция и т. д. Для продукции более высокого качества, выпускаемой взамен прежней, используются показатели периода освоения или первого года серийного производства.
|
|
Любое предприятие одновременно является и изготовителем продукции (производителем услуг), и потребителем сырья, средств производства. Повышение качества означает, что предприятия получают от своих поставщиков высококачественные материалы, запасные части, полуфабрикаты, машины, приборы, оборудование и г. д. Таким образом, обеспечиваются материальные предпосылки для возрастания качества труда, его экономии на всех стадиях воспроизводства продукции общественно необходимого качества.
Количество, качество и ассортимент продукции (услуг) должны органически соединяться в комплексном критерии эффективности производства. Уровень качества применяемых ресурсов, включая природные, труда и выполнения работ, обусловливает конечный результат производственной деятельности — полезный общественный эффект использования единицы ресурсов.
Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть определена следующей формулой:
Эффективность = Качество * Объем производства (реализации) / затраты
Эффективность производства может возрастать даже при сокращении объемов реализации, если качество продукции (услуг) повышается быстрее, чем снижаются объемы ее выпуска.
Для определения экономической эффективности улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:
повышение качества требует дополнительных текущих и единовременных затрат;
экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у производителя, а у потребителя;
следует рассчитывать экономию от снижения брака;
при повышении качества предприятие получает экономическую выгоду от увеличения реализации продукции, возрастания продажной цены, роста экспорта, снижения брака.
Учитывая факторы, влияющие на качество продукции, можно выделить основные пути его повышения и укрепления конкурентоспособности предприятия:
повышение технического уровня производства;
рост квалификации персонала;
совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации;
внедрение выборочного и сплошного входного контроля качества поступающего сырья и материалов, комплектующих деталей и узлов;
повышение эффективности служб качества;
воспитание гордости за качество выпускаемой продукции (услуг) и ее марку;
материальное и моральное стимулирование персонала.
7.2 Для удовлетворения потребностей человека товары (услуги) должны иметь определенные свойства. Степень соответствия свойств товара удовлетворяемым с его помощью потребностям определяет качество продукции, то есть мерой качества служит степень удовлетворенности потребителя, определяемая соотношением стоимости продукции и потребительской стоимости.
Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствуют продаже, имеет ценность. Для потребителя же ценность имеет только та продукция, которая соответствует его ожиданиям.
Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, экономическое и социальное развитие предприятия.
Эффект производителей формируется за счет следующих источников: прироста производства валовой продукции; улучшения качества продукции; увеличения производительности и снижения затрат труда на единицу продукции или производственную единицу; снижения себестоимости; сокращения потерь при транспортировке, хранении и реализации продукции.
|
|
Эффект от повышения качества
Для производителей продукции (услуг) | Для потребителей продукции (услуг) | Для общества |
- более полно используются ресурсы; -сокращаются потери от брака и рекламаций; -увеличиваются доходы от реализации продукции более высокого качества; -повышаются возможности материального стимулирования работников; -возрастает моральное удовлетворение персонала, повышается корпоративный дух | -растет удовлетворенность потребителей товаров и услуг определенной фирмы; -расширяется и обновляется ассортимент продукции; -создаются более благоприятные условия в сфере потребления за счет сокращения затрат | - увеличивается народно-хозяйственный эффект на единицу затрат; -расширяются экспортные возможности государства, растут валютные поступления; -активизируется внедрение достижений научно-технического прогресса в отраслях |
При определении эффекта потребителей продукции необходимо учитывать потребление производительное и непроизводительное (личное потребление). Эффект при производительном потреблении в полной мере может быть оценен экономически. Основными источниками получения такого эффекта являются прирост производства валовой продукции, а также улучшение качества продукции за счет повышения качества сырья. Эффект потребителей, связанный с непроизводительным, то есть личным, потреблением, выступает в качестве социального, показателями которого могут быть: повышение уровня потребления в рамках научно обоснованных норм; снижение содержания вредных веществ в продуктах; улучшение санитарно-гигиенических условий производства; повышение культуры обслуживания и т. д.
В результате управления качеством возникают различные виды экономического эффекта:
1. Повышение полезности объекта (изменение потребительной стоимости) — один из видов экономического эффекта от изменения качества. Этот эффект в первую очередь связан с предложением рынку новых товаров высокого качества, что приводит к повышению доли предприятия на рынке, улучшению его имиджа, победам над конкурентами, дополнительному обороту и прибыли и т. д.
|
|
2. Предотвращенный убыток — определяется степенью обеспечения предприятием заявленного качества. Он возникает в негативных для предприятия условиях, когда реальное качество не соответствует проектному, а также тому, которое предприятие «обещает» потребителям в контрактах, проспектах, рекламе и т.д. Предприятие работает над тем, чтобы уменьшить отрицательный результат. Этот вид эффекта по сути убыток, не возникший благодаря мерам по обеспечению качества.
Предотвращенный убыток бывает двух видов:
— предотвращенный ущерб, определяемый уменьшением потерь наличного имущества: эффект состоит в снижении потерь от брака, рекламаций, штрафов, связанных с отклонением продукции от установленных норм; —упущенная выгода — недополучение тех имущественных благ, которые могли быть получены, если бы было обеспечено обещанное (заявленное) качество (например, если бы потребители были полностью удовлетворены качеством продукции предприятия и не стали бы вместо нее приобретать товары конкурентов).
7.3. Управление затратами на обеспечение качества играет важную роль в конкурентных позициях предприятия, определяя их. Эффективное управление затратами должно учитывать их структуру. Одна из наиболее полных структур затрат на управление качеством была разработана А. Фейгенбаумом. В соответствии с ней эти затраты могут быть разделены на три вида.
1. Затраты производителей продукции.
Выделяют прямые затраты и дополнительные.
К прямым относят:.
Предупредительные затраты — включают затраты на планирование качества, подготовку контроля технологических процессов, работу с кадрами, оборудование, используемое для управления качеством, мероприятия в рамках системы качества.
Оценочные затраты — затраты на испытания и приемочный контроль, лабораторные проверки измерительных приборов и их обслуживание, самоконтроль, сертификацию, командировки к поставщикам для проверки качества сырья и т.д.
Затраты из-за внутренних отказов в пределах технологического процесса внутри предприятия: утилизация, переделка, потери сырья и т. д.
Затраты из-за внешних отказов — на устранение дефектов вне предприятия: доработку продукции, штрафы за низкое качество в рамках юридической ответственности, потери от возврата и замены продукции низкого качества.
К дополнительным затратам относят:
Косвенные затраты — затраты на дополнительные операции в технологии, связанные с неуверенностью в качестве; на материалы, оборудование и рабочую силу, излишне расходуемые из-за несовершенства технологии.
Непредвиденные затраты — непланируемые затраты из-за низкого качества продукции — судебные издержки, снижение спроса и объемов сбыта.
2. Затраты поставщиков и потребителей (затраты поставщиков аналогичны затратам производителей продукции).
3.Совместные затраты производителей продукции и поставщиков.
Связаны с необходимостью создания системы обеспечения достоверной и
оперативной информацией о качестве объектов органов по сертификации, обществ потребителей, посреднических фирм, органов, контролирующих безопасность населения и окружающей среды, всех потребителей продукции. Включают затраты на соответствующее оборудование и обмен информацией.
Система затрат на качество представляет собой довольно «тонкий» механизм, разумное управление которым может позволить предприятию извлечь немалые экономические выгоды.
Существуют два подхода к выработке стратегии управления затратами на качество. Главное их отличие связано с разными ориентирами при планировании приемлемого объема отклонений параметров реально созданного объекта от их номинальных значений. Традиционный подход, который используется российскими предприятиями, сориентирован на определенное экономически выгодное предприятию число таких отклонений — оптимальную дефектность.
При другом подходе, который получил распространение на ведущих фирмах мира (особенно японских), используется концепция «ноль дефектов» как самая экономически выгодная. Такая стратегия управления затратами на качество приводит к увеличению затрат на профилактику дефектов. Концепцию «ноль дефектов» предложил в 1964 г. президент американского общества по управлению качеством Ф. Кросби. Эта концепция базируется на Саратовской системе бездефектного изготовления продукции, возникшей в 50-е годы на предприятиях оборонной промышленности СССР. Стратегия «ноль дефектов» предусматривает увеличение затрат на профилактику дефектов в среднем в пять раз, что обеспечивает почти в два раза более эффективную экономическую стратегию затрат на качество. Увеличивая затраты на предупреждение отклонений, постепенно снижая их на контроль и проверку качества, необходимо добиваться снижения затрат из-за внутренних и внешних отказов так, чтобы общие затраты на качество снижались.
Вкладывать средства в качество экономически выгодно для предприятия, так как это приводит не только к повышению конкурентоспособности продукта и его оборота на рынках сбыта, но и повышает фактическую производительность, снижает реальную себестоимость производства. Самое же ценное и стратегически важное следствие повышения качества — улучшение имиджа предприятия как выпускающего высококачественную продукцию.