Понятие гражданского общества относится к числу совсем недавно вошедших в наш обиход — отчасти этим можно объяснить его малую укорененность.
Можно проследить историю употребления термина «гражданское общество» в России за годы с начала перестройки. На первых порах это делали с оглядкой, сопровождая обязательным эпитетом «социалистическое». Потом стали понимать как свободное, самоуправляющееся и «самонастраивающееся» общество, но без сколько-нибудь ясного понимания о чем идет речь. Определения гражданского общества той поры часто походили больше на описание «неформальной экономики» («гражданское общество есть желание и способность людей жить вне решений властей»)[23]. Можно было услышать, что заменой гражданскому обществу может служить нация, т.е. ту полноту человеческих отношений, которые индивид ищет в гражданском обществе, ему способно дать окружение соотечественников, и т.д. Вероятно, это и было одной из причин, по которым публицистическая мода на гражданское общество довольно скоро пошла на убыль.
|
|
В сознании «верхов» гражданское общество ассоциировалось с представлениями о неуправляемой социальной стихии, если не прямо с бунтом.
Можно выделить примерно такие варианты объяснения
этому явлению:
— в процессе осмысления и освоения традиционной, т.е. западной, «модели» гражданского общества на постсоветской почве были совершены ошибки и допущены отклонения, которые исказили конечный результат;
— гражданское общество, т.е. его единственно известное, западное воплощение, в принципе не подходит России, ибо является плодом, выросшим на совершенно иной, чуждой почве, в результате совсем иного, чем наше, многовекового — постепенного и стихийного — развития;
— гражданское общество есть лишь идеалтипическая конструкция, можно сказать, миф;
— облик, структуры, природа гражданского общества стали совсем иными, чем прежде.
Возможны также комбинации этих вариантов или их частей.