Главной задачей правовой науки является поиск конкретных путей приближения к сбалансированному, гармоничному, целостному конституционному строю. Довольно продуктивным является обращение к отечественному опыту развития основ конституционного строя.
Закрепление тех или иных основ как формы организации государства в разной мере осуществилось всеми российскими конституциями. Конституция РСФСР 1918 г. содержала нормы, касавшиеся основных устоев государственного строя РСФСР и получившие выражение в принципе полновластия трудящихся, единовластия и полновластия представительных органов трудящихся — Советов.
Принятие Конституции РСФСР 1918 г. положило начало практике конституционного закрепления основных принципов российского государственного строя. Изменения в Конституции 1925 г. были связаны с образованием СССР и соответствующими социально-политическими изменениями.
Конституция РСФСР 1937 г. определила круг конституционных норм, закрепивших основные устои государственного строя (глава 1 «Общественное устройство»). Тем самым был создан новый конституционно-правовой институт, регулирующий общественные отношения. Конституция 1937 г. ввела новые понятия: «политическая основа» и «экономическая основа». Политическую основу РСФСР составляли Советы депутатов трудящихся (ст. 2), а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4). На этих принципах базировался российский государственный строй в тот период.
|
|
Конституция РСФСР 1978 г. усовершенствовала и расширила правовое закрепление государственного строя. Вместо названия «Общественное устройство» было введено наименование «Основы общественного строя и политики РСФСР». Тем самым Конституция более точно определила целевое назначение норм этого института. Закрепив как основы общественного строя, так и основы политики РСФСР, Конституция выразила динамику развития общественного строя.
Последующие изменения и дополнения от 21 апреля 1992 г., внесенные в Конституцию 1978 г., ввели ряд новшеств в содержание конституционно-правового института, не изменив его структуру.
Суть этих новшеств заключается в том, что вместо формально провозглашенных советских конституционных принципов были сформулированы важнейшие конституционные принципы, призванные на деле обеспечить конституционный характер государства. Указанные изменения лишь частично сумели решить эту задачу. В полной мере она решена