КОГО государства закрепляется в ст. 3 Конституции, в соответствии с которой многонациональный народ Российской «Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Принципиальное значение для существования демократического режима в Российской Федерации имеет принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ).
Данный принцип впервые был закреплен в Российской «Федерации в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже введен в Конституцию РСФСР 1978 г. Но нарушение этого принципа привело к конституционному кризису 1993 г.
Разделение властей означает функциональное обособление государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Если рассматривать этот принцип более конкретно, то можно выразить его содержание в следующих положениях:
— законы обладают высшей юридической силой на всей территории государства и принимаются только законодательным органом;
— исполнительная власть занимается исполнением законов и ограниченным нормотворчеством по вопросам, не урегулированным законом;
|
|
— между исполнительной властью и законодательной необходимо установить баланс полномочий;
— судебные органы должны быть независимы;
— ни одна из ветвей власти не вмешивается в прерогативы другой;
— взаимопроникновение ветвей власти в компетенцию друг друга осуществляется исключительно на законодательной основе;
— споры о компетенции решаются только судом;
— следует разработать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими.
Россия сохранила федеративную организацию государственной власти (ст. 1, 3, 4, 5, 11 и др.). При этом в ней провозглашается, что равноправными субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государствен-