Источники избирательного права РФ

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1. Конституционные акты (Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов).

2. Федеральные законы (от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 сентября 2002 г.); от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с последующими изменениями и дополнениями) и другие федеральные законы).

3. Подзаконные акты (указы Президента РФ (например, о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ и федеральным законом); распоряжения Президента РФ (например, Распоряжение Президента РФ от 26 августа 2000 г. № 372-рп Об образовании рабочей группы для подготовки предложений по совершенствованию законодательства РФ о выборах); постановления Совета Федерации (например, о назначении выборов Президента РФ в соответствии с п. «д» ст. 102 Конституции РФ); постановления Центральной избирательной комиссии РФ.

4. Законодательство о выборах депутатов законодательных (представительных) органов субъектов РФ; законодательство о выборах высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации; законодательство субъекта РФ о выборах в органы местного самоуправления.

5. Акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по вопросам организации и проведения выборов.

336 | Конституционное право Российской Федерации


Важная роль в правовом обеспечении выборов принадлежит Конституционному Суду РФ, который своими постановлениями и определениями разрешает вопросы конституционности тех или иных положений федерального и регионального законодательств о выборах (например, Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераций» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда»; Определение Конституционного Суда РФ от 13 ноября 2001 г. № 260-О «По запросу Совета Республики Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея о проверке соответствия Конституции Российской Федерации пункта 1 статьи 76 Конституции Республики Адыгея»). Нельзя не отметить значимость решений судебных органов по поводу нарушения избирательного законодательства (например, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 июля 2002 г. № 108пв-02пр). Избирательная комиссия обязана отменить решение о признании избранным кандидата, если он в установленный законодательством срок не представил копию приказа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата).

10.3 Принципы участия граждан

Российской Федерации в выборах

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане, отвечающие установленным цензам, имеют право участвовать в выборах. Условия активной правосубъектности определены в конституционно-правовом порядке. Так, дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе участвовать в выборах всех уровней в качестве избирателя (активное избирательное право). Частью 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установлено, что на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом,

Глава 10. Избирательная система РФ | 337


иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. Следовательно, ценз гражданства является абсолютным только для выборов федерального и субъектов РФ уровней.

Дееспособным гражданам России адресуется и право быть избранными (пассивное избирательное право) при достижении ими установленного возраста: 35 лет — для избрания в качестве Президента РФ; 30 лет — для избрания высшим должностным лицом субъекта РФ; 21 года — для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительно) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, в качестве выборного должностного лица местного самоуправления.

В конституционном порядке для лица, претендующего быть избранным главой государства, установлен так называемый ценз оседлости, т.е. требование постоянного проживания на территории России 10 лет.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в Законную силу обвинительному приговору суда.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, иной творческой деятельности, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными.

338 | Конституционное право Российской Федерации


Первый элемент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только одного голоса — обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более Чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Другой элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, последнее может иметь два вида — косвенное и многостепенное. При косвенном избирательном праве избиратели формируют коллегию выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

 

Глава 10. Избирательная система РФ | 339



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: