Понятие органа государственной власти, классификация и конституционная основа

Материализация государственной власти связана с деятельностью государственных органов — специально предусмотренных законодательством структур, действующих на основе бюджета во исполнение функций государства. Следует отметить, что государственно-властными полномочиями наделены не все государственные органы (например, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Администрация Президента РФ и др.). Поэтому следует различать государственные органы и органы государственной власти.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство РФ и суды РФ.

Орган государственной власти представляет собой созданную в установленном законодательством порядке структура, наделенную государственно-властными полномочиями по установленному кругу предметов ведения. Принятие органом государственной власти юридически значимых решений, направленных во вне данной структуры, характеризует его компетенцию. Органы государственной власти создаются для реализации разнообразных функций государства, приоритетными из которых являются законодательная, исполнительная и судебная. Их значимость подчеркнута конституционным закреплением принципа разделения единой государственной власти на три функциональные ветви (ст. 10). Установлена также самостоятельность органов названных ветвей власти.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности его признаков, а именно он: создается и действует от имени государства: Российской Федерации или ее субъекта; действует на основе законов и других норматив-

 

 

Глава 11. Государственные органы РФ | 367


ных правовых актов; выполняет свойственные только ему задачи и функции; обладает собственной компетенцией; характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью; наделен властными полномочиями, т.е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

Только совокупность этих признаков дает основание относить тот или иной орган к числу органов государственной власти. Не каждое государственное учреждение или организация будет считаться органом государственной власти (например, государственное учебное заведение, учреждение здравоохранения), а только обладающая комплексом вышеуказанных признаков.

Система органов государственной власти состоит из тех, которые определены Конституцией Российской Федерации, и тех, создание которых обусловлено функциями и полномочиями конституционных органов. Система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных иерархически соподчиненных звеньев.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

По уровню деятельности различают федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти на основе установленных федеральным законодательством общих принципов (см.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля 2002 г.)). В силу реализации классического принципа разделения властей на уровне субъектов РФ также образуются законодательные (представительные), исполнительные и судебные (конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи) органы государственной власти.

368 | Конституционное право Российской Федерации


По порядку формирования органы государственной власти бывают избираемые (например, Государственная Дума Федерального Собрания РФ), назначаемые (например, Правительство РФ) и формируемые (например, Совет Федерации Федерального Собрания РФ).

По характеру выполняемых задач органы государств подразделяются на четыре вида:

— органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов (например, Государственная Дума Федерального Собрания РФ);

— органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых — исполнительно-распорядительная (например, Правительство РФ);

— органы судебной власти, осуществляющие правосудие, уполномоченные применять государственное принуждение (например, федеральные суды);

— органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности (например, прокуратура, Счетная палата РФ).

По срокам полномочий (легислатура) органы государства делятся на:

— с неустановленной легислатурой, которые создаются без ограничения срока действия (например, Совет Федерации Федерального Собрания РФ);

— с установленной легислатурой, которые создаются на определенный срок (например, депутаты Государственной Думы избираются на 4 года, высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок, который не должен превышать 5 лет).

В зависимости от правовой основы образования различают государственные органы, создаваемые на базе: Конституции РФ (например, Президент РФ); федеральных конституционных законов (например, Уполномоченный по правам человека РФ), федеральных законов (например, мировые судьи); указов Президента РФ (например, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах); постановлений Правительства РФ (например, Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ); законодательных актов субъектов Российской Федерации (например, конституционные (уставные) суды субъектов РФ).

 

 

Глава 11. Государственные органы РФ | 369

По способу принятия решений различают коллеги коллегиальные (например, Правительство РФ) и единоначальные (например, Президент РФ) органы государственной власти.

По компетенции органы государственной власти могут быть классифицированы на органы общей (например, Правительство РФ), специальной (например, Министерство образования РФ) и межотраслевой (например, Государственный комитет РФ по статистике).

Государственные органы РФ действуют на основе федеральной Конституции и конституционных принципах — основополагающие начала, лежащие в основе функционирования этих органов. К таковым относятся: приоритет человека, его прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ); народовластие (ст. 3 Конституции РФ); федерализм (ст. 5 Конституции РФ); разделение властей (ст. 10 Конституции РФ); законность (ст. 15 Конституции РФ); деидеологизация (ст. 13 Конституции РФ); светскость (ст. 14 Конституции РФ). Важным принципом организации и деятельности органов государственной власти выступает принцип сдержек и противовесов,который не зафиксирован прямо, но выводим из содержания конституционных положений. Он проявляется в узаконенном взаимопроникновении органов различных ветвей власти в компетенцию друг друга (например, Правительство РФ имеет исключительное право по подготовке законопроекта о государственном бюджете; Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ; Совет Федерации назначает судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ и т.п.)

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться принципом приоритета человека, прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, органы государства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств. Политика государства и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения

 

370 | Конституционное право Российской Федерации


и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в том, что взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты федерации между собой равноправны.

Принцип разделения властей предполагает, что основным функциям государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной — корреспондируют соответствующие органы государства. С целью предотвратить злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными. Разделение властей действует как «по горизонтали» (Федеральное Собрание РФ — Правительство РФ — судебные органы РФ), так и «по вертикали» (федеральные органы государственной власти — органы государственной власти субъектов Федерации). Указанный принцип наиболее последовательно проявляется на федеральном уровне.

Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, федеральных конституционных, федеральных законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить общефедеральной Конституции, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов.

Принцип деидеологизации в деятельности органов государственной власти имеет лаконичную конституционную формулу: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Органы государственной власти РФ не вправе насильственно насаждать какие-либо взгляды, суждения, идеи.

Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела.

Конституционные принципы построения и деятельности системы органов государственной власти закрепляются в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», которая может быть изменена только путем принятия новой общероссийской Конституции. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими деятельность как федеральных органов власти, так и органов государственной власти субъектов Федерации.

 

Глава 11. Государственные органы РФ 371



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: