Предмет, содержание, юридическая сила

При всем многообразии рычагов обеспечения верховенства Конституции РФ и федерального законодательства особое место занимают решения Конституционного Суда РФ. Именно в них выражается реализация полномочий Конституционного Суда РФ.

Нормативный характер решений Конституционного Суда РФ, непосредственное действие, общеобязательность и юридическая сила, позволяющая интерпретировать конституционные нормы и дисквалифицировать акты федерального и регионального законодательства, а также косвенным образом давать оценку правоприменительной практике, при­дают этим решениям высокий авторитет. Фактически решения Конституционного Суда — это конституционные нормы в их динамике[126].

Конституционный Суд правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее 2/з от общего числа судей, а в заседании палаты — при наличии не менее 3/4 ее состава.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение уполномоченных на то субъектов. Обращение может быть направлено в форме запроса, ходатайства или жалобы. Требования к обращению и стадии конституционного судопроизводства определены в ФКЗ и состоят в следующем: обращение в Конституционный Суд РФ предполагает оплату государственной пошлины; предусмотрено предварительное рассмотрение обращений; принятие обращения к рассмотрению; порядок рассмотрения дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат; назначение дел к слушанию; подготовка дела к слушанию; оповещение о заседании; стороны и их представители; открытые и закрытые заседания; объяснения сторон; заключение экс­пертов; показания свидетелей и ряд других вопросов, составляющих содержание и специфику конституционного судопроизводства.

Традиционно решения Конституционного Суда Российской Федерации отождествляются с его итоговыми решениями — постановлениями, в которых содержатся суждения.

 


данного Суда по существу поставленных в обращениях вопросов.

Постановления принимаются по вопросам о разрешении дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик; уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; решения о толковании Конституции РФ, и по ряду других основополагающих вопросов его компетенции.

Однако в решениях Конституционного Суда сосредоточиваются и последствия различных его процессуальных действий при осуществлении конституционного правосудия. Одни из них направлены на выяснение наличия у заинтересованных лиц права на обращение в Конституционный Суд за судебной защитой или условий осуществления этого права, другие — на обеспечение необходимых предпосылок для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, третьи — на устранение недостатков ранее вынесенных решений и т.д. И каждое такое действие Конституционного Суда находит свое объективное выражение в таком его решении, как определение. В них в целом опосредуются все процедуры конституционного правосудия.

Любое определение в ряду других актов Конституционного Суда, последовательно приводящих к итоговому решению, имеет собственное значение. От того, насколько правильно разрешаются Судом отдельные вопросы процесса, зависит законность и обоснованность вынесенного решения.

На практике определениями разрешаются не только процессуальные, но и материально-правовые вопросы, что опровергает сложившееся мнение об определениях как вспомогательных, сугубо процессуальных решениях Конститу­ционного Суда. И хотя это сближает такого рода определения с итоговыми решениями, процедура их вынесения, особенности их юридической силы не позволяют ставить их на одну ступень с последними. Тем не менее Конституционный Суд нередко прибегает к данному инструментарию, что за­частую неоднозначно воспринимается как самими судьями, так и учеными и практиками, занимающимися вопросами конституционного правосудия, и препятствует полноценной реализации таких определений[127].


Заключением именуется итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления.

Решение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено федеральным конституционным законом. Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их подписания, направляются: судьям конституционного суда, сторонам, Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному, Высшему Арбитражному судам, Генеральному прокурору, министру юстиции.

Решение Конституционного Суда РФ является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Можно констатировать, что решения Конституционного Суда играют важнейшую роль в обеспечении режима конституционной законности. Вместе с тем обозначились и определенные проблемы, связанные, в частности, с исполне­нием актов Конституционного Суда РФ[128].

Решения, выносимые Конституционным Судом, могут сопровождаться особыми мнениями судей. Институт особого мнения урегулирован положениями ст. 76 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Рос-

сийской Федерации», которыми предусмотрена возможность для судьи Конституционного Суда, не согласного с решен­ем Суда, письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит приобщению к материалам дела и опубликова­нию вместе с решением Конституционного Суда. Положениями указанной статьи Федерального конституционного закона не исключается возможность изложения особого мнения не только в связи с несогласием с резолютивной частью решения, но также с несогласием с мотивировочной частью либо с иным положением вынесенного решения.

Анализ отдельных ранее высказанных особых мнений судей Конституционного Суда позволяет выявить их некоторые особенности. Количество заявленных особых мнений показывает, что не всегда численный состав Конституционного Суда полностью разделяет содержание вынесенного решения. Так, за 2000 г. было высказано 6 особых мнений; 2001 г. — 10 особых мнений; 2002 г. — 7; 2003 г. — 4; 2004 г. — 7; 2005 г. — 10.[129]

 

440 | Конституционное право Российской Федерации


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................3

Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ —ОТРАСЛЬ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА 5

1.1. Понятие и предмет конституционного

права России как отрасли права.................................................... 5

1.2. Конституционно-правовые нормы и институты................... 9

1.3. Конституционно-правовые отношения,

их субъекты................................................................................... 15

1.4. Источники конституционного права:

понятие и виды.............................................................................. 17

1.5. Система конституционного права России

и его место в системе национального права............................... 21

1.6. Наука конституционного права

в системе общественных наук...................................................... 27

1.7. История развития науки

конституционного права России.................................................. 31

1.8. Конституционное право России

как учебная дисциплина................................................................ 33

Глава 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ И СОВРЕМЕННАЯ

ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА…………………………… 35

2.1. Понятие и значение конституции

как базового закона..................................................... 35

2.2. Структура, форма и функции конституции......................... 41

2.3. Порядок принятия и изменения конституции...................... 46

2.4. Виды конституций.................................................................. 49

2.5. Понятие и характеристики

современного конституционализма............................ 52

Глава 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ.......................... 55

3.1. Россия конца XVIII — начала ХГХ вв. —
возникновение конституционного процесса................................ 55

3.2. Развитие российского конституционализма

в конце XIX — начале XX века....................................................... 66

3.3. Этапы конституционного развития советской России.

Конституции России 1918,1925,1937,1978 гг.: общее и особенное………………………................................................... 69

Оглавление 441


 

3.4. Конституционные реформы 1989—1993 гг.

как фактор принятия новой конституции...................................... 73

3.5. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основные черты,

особенности, функции

и юридические свойства................................................................ 76

3.6. Структура Конституции Российской Федерации....83

3.7. Порядок принятия Конституции

Российской Федерации............................................................ 85

3.8. Пересмотр Конституции Российской Федерации

и внесение в нее поправок............................................................. 87

3.9. Гарантии реализации Конституции Российской Федерации.

Прямое действие Конституции.................................................. 97

3.10. Конституция России 1993 г.

и нормы международного права.................................................. 98


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: