Конституционный контроль

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства конституции является конституционный контроль. Судебный конституционный контроль означает специализированный механизм охраны конституции как нормативного правового акта высшей юридической силы.

Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.

Государственными органами, осуществляющими конституционный контроль, являются: глава государства, парламент, правительство; специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы); судебные органы.

Конституционный контроль, осуществляемый главой государства, парламентом, правительством, другими государственными органами (исключая судебные) в процессе ос­ществления основных функций либо наряду с другими функциями, в значительной степени испытывает влияние проводимой ими политики. Этот вид конституционного контроля можно квалифицировать как общий (общеполитический) конституционный контроль. Для его осуществления указанные государственные органы могут создавать специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.) либо специализированные органы, подобные парламентскому институту омбудсменов (уполномоченных по правам человека, народных защитников).

Конституционный контроль как самостоятельное направление государственной деятельности начинался собственно с проверки законов, принимаемых парламентом. Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло, и для каждого государства этот набор объектов индивидуален.

Объектами конституционного контроля, в том числе осу­ществляемого судебными органами, являются: законы, их различные разновидности: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию; законы, принятые референдумом; конституционные, органические законы; обыкновен-.

 

 

Глава 13. Обеспечение конституционной законности в РФ 431

 

ные законы; регламенты и иные акты, принятые законодательными (представительными) органами; нормативные правовые акты органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; внутригосударственные договоры (в федерациях и конфедерациях); акты судебных органов; акты и действия общественных объединений; индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц; международные договоры; действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности (обычно действия высших должностных лиц государства — Президента, членов правительства, судей высших судебных инстанций); организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов; создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.

Две формы конституционного контроля (абстрактный и конкретный) содействуют правовой охране конституции и служат средством обеспечения ее высшей юридической силы, прямого действия, реализации основных прав и свобод личности и поддержания границ конституционных полномочий органов государственной власти. Конституционный контроль — это «внутренний цензор» правовой системы, с помощью которого становятся возможными гармонизация различных отраслей права, их согласование с конституционными принципами в процессе реализации конституции[125].

Форма конкретного конституционного контроля предполагает существование конкретного дела, не обязательно судебного, в ходе которого возникает вопрос о конституционности применяемого правового акта. В России форма такого контроля используется в двух случаях: когда граждане обращаются с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод и когда суды обращаются с запросом о проверке конституционности закона.

Граждане и суды не могут обжаловать закон абстрактно, если они не столкнулись с его реализацией в ходе конкретного дела
13.3- Конституционный Суд

в Российской Федерации: правовой статус,

прерогативы, организация деятельности

Задачи, полномочия и структура Конституционного Суда определены Конституцией РФ и Федеральным конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями). Роль и характер данного органа определяются его функциональным назначением.

Правовой статус и особенности Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля во многом характеризуются его компетенцией, закрепленной в названном законе в виде следующих основных полномочий. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик; уставов, а также законов иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации;

в) договоров между органами государственной власти ФР и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; между высшими государственным органами субъектов РФ.

Кроме того, Конституционный Суд по жалобам за нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененого или подлежащего применению в конкретном деле; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдви­жения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Кон-

Глава 13. Обеспечение конституционной законности в РФ 433


ституцией РФ, Федеральным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 111 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качастве судебного органа конституционного контроля.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает свой Регламент. В нем на основане Конституции РФ и Федерального конституционного закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливаются: порядок определения персонального состава па лат Конституционного Суда РФ; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; на которые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде РФ; требования к работникам его аппарата; иные вопросы его внутренней деятельности.

Конституционный Суд учреждается и функционирует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ, т.е. соблюдения и обеспечения основных политических и правовых ценностей, провозглашенных и гарантированных Конституцией.

Одной из важнейших функций Конституционного Суда является толкование Конституции РФ, которое этот орган дает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законом тельной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, кандидатуры которых Президент РФ представляет Совету Федерации для назначения на должности судей этого органа. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда РФ неограничены определенным сроком, но его судьи назначаются на срок 15 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста поменее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее

434 | Конституционное право Российской Федерации


юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, законность, состязательность и равноправие сторон.

Одним из важнейших элементов статуса является обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Согласно ст. 7 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые средства для обеспечения его деятельности, которыми Конституционный Суд распоряжается самостоятельно.

Статьей 11 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрены занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда. Данная статья направлена на свободное и независимое осуществление судьей задач и функций в сфере конституционного правосудия. В ст. 13 определены гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ: несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, право на отставку, обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, запрет на какое бы то ни было вмешательство в судебную деятельность, предоставление судье материального и социального обеспечения, гарантии безопасности.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Он рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат — судьи,

Глава 13. Обеспечение конституционной законности в РФ 435


входящие в состав соответствующей палаты. Основные вопросы компетенции конституционного суда рассматриваются в пленарных заседаниях.

Председатель, заместитель Председателя и судья - секретарь Конституционного Суда РФ избираются на пленарном заседании из состава судей Конституционного Суда. Избирают их в индивидуальном порядке путем тайного голосования и большинством от общего числа судей, срок полномочий три года.

Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них, вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат, представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на его утверждение кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него конституционным судом.

Судья-секретарь конституционного суда осуществляет непосредственное руководство аппаратом Конституционно го Суда, обеспечивает организационную подготовку его заседаний; доводит до сведения соответствующих органов и лиц решения Конституционного Суда и информирует его об исполнении этих решений.

Конституционное судопроизводство — это установленные Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда РФ порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежавших к компетенции Конституционного Суда РФ. Конституционное судопроизводство основывается на прочных демократических принципах и имеет некоторые особенности.

В законодательном порядке определены принципы кон ституционного судопроизводства: независимость судей, кол легиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, язык конституционного судопроизводства.

 

436 | Конституционное право Российской Федерации


 

13.4. Акты Конституционного Суда:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: