Рыночная цена и законы ее функционирования

 

Рыночная цена – это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров.

Спрос – это платежеспособная потребность.

Закон спроса говорит: чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей.

Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность спроса.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособность покупателей не чувствительна к изменению цен. Это товары первой необходимости.

Закон предложения говорит: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение товаров со стороны продавцов.

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Неэластичным предложение будет, если оно не изменяется при повышении или понижении цены. Например, низкая эластичность у скоропортящихся продуктов.

На рынке могут быть следующие соотношения спроса и предложения:

1) Предложение превышает спрос. Это может быть результатом излишнего производства товаров, непомерного взвинчивания цен, невысокого качества, дефицита денег у населения при неудовлетворенных потребностях. Возникает затоваривание рынка излишними продуктами.

2) Спрос превышает предложение. Это возникает, если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск продукции, пользующийся спросом или, когда товар не отвечает потребностям покупателя.

3) Равновесие спроса и предложения. Оно характеризует соответствие между объемом, структурой спроса на товары и их объемом, структурой их предложения.

Свободный рынок по своей природе не в состоянии вообще избавиться от избытка и от дефицита товаров, т. к. свободный рынок состоит из массы независимых частных собственников и спрос и предложение испытывают никем не контролируемые изменения.

 

Функции рынка

 

Современный высокоразвитый рынок выполняет 6 основных функций, которые взаимосвязаны:

1. Посредническая функция - состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей, продавцов и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.

2. Ценообразующая функция - возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

3. Информирующая функция - проявляет себя, когда сложившиеся цены позволяют понять состояние экономики (на пример, через конкретный разброс цен на чай, кофе, какао, через их падение или рост можно узнать о размерах производства продукции, о насыщении рынка товарами, о запросах потребителей и т.д.).

4. Регулирующая функция - возникает, когда из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых отраслях - растет.

5. Стимулирующая функция - осуществляется с помощью рыночных цен. Цены как бы вознаграждают дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.

6. Оздоравливающая функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: