Тема: Монополия и конкуренция

Изучаемые вопросы:

1. Конкуренция.

2. Монополия.

3. Формы сочетания монополии и конкуренции

 

Конкуренция

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров в целях получения наибольшей прибыли.

Конкуренция достигла высокоразвитого состояния в начальный период развития капитализма. Тогда она приняла классическую форму свободной конкуренции. Признаки свободной конкуренции:

1. Очень большое число предприятий - продавцов. Пример: рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа, рынок иностранных валют.

2. Стандартизированная продукция. При данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукт - все они аналоги. Вследствие стандартизации отсутствует основание для неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция - это конкуренция на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

З. Продавец не может осуществить контроль над ценами, так как каждая фирма производит небольшую долю продукции. Конкурентная фирма не может установить рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Продавец здесь - ценополучатель.

4. Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы свободно покидать отрасль. Не существует каких-либо препятствий технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм.

 

Монополия

 

Монополия – исключительное право производства или торговли, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.

Чистая монополия.

Одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Эта модель имеет свои характерные черты:

1. Единственный продавец. Чистая монополия - это отрасль, состоящая из одной фирмы.

2. Продукт монополии уникален, ему нет заменителей. Для покупателя нет альтернатив. Нет острой необходимости заниматься рекламой.

3. Чистый монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как она контролирует все предложения. При нисходящем спросе на продукт, монополист может вызвать изменение цены, манипулируя количество предложенного продукта.

4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано.

Монополизация экономики стала следствием большой концентрации производства под влияние НТП.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: