Сущность рынка. Классификация рынков

Краткий курс лекций

По дисциплине «Экономика организации»

Для студентов заочной формы обучения

По специальности 40.02.01

«Право и организация социального обеспечения

преподаватель Романенкова О. В.

Тема: Товарное производство

Изучаемые вопросы:

1. Признаки товарного производства.

2. Товар и его свойства.

Признаки товарного производства

Товарное производство – тип хозяйства, при котором полезные продукты создаются для купли-продажи на рынке.

Для возникновения товарного производства необходимо общественное разделение труда и обособление производителей. Развитое товарное хозяйство утвердилось около 5 столетий назад.

Товарному хозяйству присуще:

- открытость – продукты создаются не для собственного потребления, а для продажи;

- разделение труда. Благодаря ему происходит совершенствование личных и технических факторов производства, увеличение многообразия экономических благ и соответствующее этому возвышение потребностей людей.

- косвенные хозяйственные связи – производитель и потребитель благ - совершенно разные лица, они устанавливают необходимые экономические отношения при посредстве рынка.

Товар и его свойства

Товар – продукт человеческого труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товаром могут выступать и продукты природы, если к ним был приложен труд человека.

Свойства товара:

1) Потребительная стоимость – способность удовлетворять потребности покупателя.

2) Меновая стоимость – свойство обмениваться на другие товары. Для того чтобы обмен товарами произошел, они должны обладать чем-то общим, что их приравнивало бы друг к другу. Таким общим для всех товаров является стоимость.

3) Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд. Стоимость делает товары однородными, способными к обмену.

Меновая стоимость может вступать в противоречие со стоимостью. Например, из-за высокой стоимости товар не находит сбыта. Это противоречие разрешается через цену, в основе которой лежат не затраты труда, а спрос и предложение.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Закон стоимости – это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должен осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Т. е. цена должна соответствовать стоимости товара.

Закон стоимости выполняет следующие функции:

1) Выступает в качестве регулятора товарного производства. Если цена на товар выше стоимости, производитель получает выгоду и расширяет свое производство и наоборот. В масштабах общества происходит перелив средств производства и рабочей силы из одних отраслей в другие, чем достигается пропорциональность между ними.

2) Способствует росту производительности труда. В условиях товарного производства конечной целью каждого производителя является получение максимума прибыли. Чтобы это обеспечить при неизменной цене, в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда, следует снизить индивидуальные затраты. Это достигается за счет повышения производительности труда на основе внедрения новейшей техники и совершенствования производства.

3) Способствует дифференциации товаропроизводителей. Те товаропроизводители, которые не занимаются совершенствованием своего производства и не в состоянии обеспечить индивидуальные затраты на уровне общественно необходимых, разоряются. А те, кто обеспечивают снижение издержек производства ниже общественно необходимых, получают прибыль и обогащаются.

 

Тема: Рынок

Изучаемые вопросы:

1. Сущность рынка. Классификация рынка

2. Рыночная цена и законы ее функционирования

3. Функции рынка

 

Сущность рынка. Классификация рынков

Что такое рынок?

Существует множество определений рынка. Среди них:

РЫНОК - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;

РЫНОК - это система отношений между спросом и предложением;

РЫНОК - это совокупность отношений товарного обмена;

РЫНОК - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Обобщая полученную информацию по данному вопросу в истории экономических учений и современной экономической литературе, можно дать следующие определения рассматриваемой категории. Существует двоякое понимание рынка - узкое и широкое.

В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом.

В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного производства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Существует множество видов рынков, главные из которых можно классифицировать по следующим признакам:

С точки зрения соответствия действующему законодательству: -легальный (законный рынок); -нелегальный (теневой рынок).

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

-потребительский;

-рынок капиталов;

- рынок рабочей силы;

- рынок информации;

- финансовый рынок;

- валютный рынок.

По пространственному признаку:

- местный;

- национальный;

- региональный;

- мировой рынок.

Современный рынок включает следующую совокупность социальных институтов:

1) Правовая система, ее основу составляет Гражданский кодекс.

2) органы государственного контроля и регулирования (налоговая система, учреждения санитарного и экологического контроля).

3) Союзы потребителей, предпринимателей и работников. Они повышают организованность, цивилизованность и эффективность действий участников рынка.

4) Инфраструктура – общее устройство хозяйственной жизни (торговые предприятия, биржи, банки. Они связывают производителей, торговых посредников и покупателей).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: