Краткий курс лекций
По дисциплине «Экономика организации»
Для студентов заочной формы обучения
По специальности 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения
преподаватель Романенкова О. В.
Тема: Товарное производство
Изучаемые вопросы:
1. Признаки товарного производства.
2. Товар и его свойства.
Признаки товарного производства
Товарное производство – тип хозяйства, при котором полезные продукты создаются для купли-продажи на рынке.
Для возникновения товарного производства необходимо общественное разделение труда и обособление производителей. Развитое товарное хозяйство утвердилось около 5 столетий назад.
Товарному хозяйству присуще:
- открытость – продукты создаются не для собственного потребления, а для продажи;
- разделение труда. Благодаря ему происходит совершенствование личных и технических факторов производства, увеличение многообразия экономических благ и соответствующее этому возвышение потребностей людей.
|
|
- косвенные хозяйственные связи – производитель и потребитель благ - совершенно разные лица, они устанавливают необходимые экономические отношения при посредстве рынка.
Товар и его свойства
Товар – продукт человеческого труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товаром могут выступать и продукты природы, если к ним был приложен труд человека.
Свойства товара:
1) Потребительная стоимость – способность удовлетворять потребности покупателя.
2) Меновая стоимость – свойство обмениваться на другие товары. Для того чтобы обмен товарами произошел, они должны обладать чем-то общим, что их приравнивало бы друг к другу. Таким общим для всех товаров является стоимость.
3) Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд. Стоимость делает товары однородными, способными к обмену.
Меновая стоимость может вступать в противоречие со стоимостью. Например, из-за высокой стоимости товар не находит сбыта. Это противоречие разрешается через цену, в основе которой лежат не затраты труда, а спрос и предложение.
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Закон стоимости – это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должен осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Т. е. цена должна соответствовать стоимости товара.
Закон стоимости выполняет следующие функции:
1) Выступает в качестве регулятора товарного производства. Если цена на товар выше стоимости, производитель получает выгоду и расширяет свое производство и наоборот. В масштабах общества происходит перелив средств производства и рабочей силы из одних отраслей в другие, чем достигается пропорциональность между ними.
|
|
2) Способствует росту производительности труда. В условиях товарного производства конечной целью каждого производителя является получение максимума прибыли. Чтобы это обеспечить при неизменной цене, в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда, следует снизить индивидуальные затраты. Это достигается за счет повышения производительности труда на основе внедрения новейшей техники и совершенствования производства.
3) Способствует дифференциации товаропроизводителей. Те товаропроизводители, которые не занимаются совершенствованием своего производства и не в состоянии обеспечить индивидуальные затраты на уровне общественно необходимых, разоряются. А те, кто обеспечивают снижение издержек производства ниже общественно необходимых, получают прибыль и обогащаются.
Тема: Рынок
Изучаемые вопросы:
1. Сущность рынка. Классификация рынка
2. Рыночная цена и законы ее функционирования
3. Функции рынка
Сущность рынка. Классификация рынков
Что такое рынок?
Существует множество определений рынка. Среди них:
РЫНОК - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;
РЫНОК - это система отношений между спросом и предложением;
РЫНОК - это совокупность отношений товарного обмена;
РЫНОК - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.
Обобщая полученную информацию по данному вопросу в истории экономических учений и современной экономической литературе, можно дать следующие определения рассматриваемой категории. Существует двоякое понимание рынка - узкое и широкое.
В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом.
В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного производства на всех уровнях экономической системы данного общества.
Существует множество видов рынков, главные из которых можно классифицировать по следующим признакам:
С точки зрения соответствия действующему законодательству: -легальный (законный рынок); -нелегальный (теневой рынок).
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
-потребительский;
-рынок капиталов;
- рынок рабочей силы;
- рынок информации;
- финансовый рынок;
- валютный рынок.
По пространственному признаку:
- местный;
- национальный;
- региональный;
- мировой рынок.
Современный рынок включает следующую совокупность социальных институтов:
1) Правовая система, ее основу составляет Гражданский кодекс.
2) органы государственного контроля и регулирования (налоговая система, учреждения санитарного и экологического контроля).
3) Союзы потребителей, предпринимателей и работников. Они повышают организованность, цивилизованность и эффективность действий участников рынка.
4) Инфраструктура – общее устройство хозяйственной жизни (торговые предприятия, биржи, банки. Они связывают производителей, торговых посредников и покупателей).