Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу. В условиях рынка наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии:
- сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;
- получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;
- вытеснение конкурентов;
- обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;
- внедрение на рынок новой продукции;
- завоевание лидерства по показателям качества и др.
Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими этапами:
- постановка цели (задачи) ценообразования;
- определение уровня спроса на данный вид продукции;
- оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
- анализ цен и товаров конкурентов;
- выбор метода ценообразования;
- расчет исходной цены изделия;
- учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;
- установление окончательной цены.
При расчете цены могут использоваться следующие методы:
1) Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль».
2) Расчет цены на анализе безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
3) Установление цены на основе уникальности выпускаемого товара.
Цены на продукцию МГОКа являются оптовыми, устанавливаются под влиянием спроса и предложения на рынке железорудного сырья. Конкретные цены на свою продукцию МГОК устанавливает с каждым покупателем в контраке с учетом индивидуальных особенностей поставок.
Тема: Прибыль и рентабельность
Изучаемые вопросы:
1. Прибыль предприятия
2. Рентабельность
Прибыль предприятия
Прибыль – конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, разность между доходами и расходами.
Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей – балансовая прибыль предприятия. Основными составными элементами балансовой прибыли являются:
- прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- прибыль (убыток от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;
- финансовые результаты от внереализационных операций (доходы от финансовых вложений; штрафы, пени, неустойки; доходы от сдачи имущества в аренду, недостача материальных ценностей, положительные и отрицательные курсовые разницы и т. п.)
Величина прибыли от реализации определенного вида продукции находится по формуле (12):
Пр = (Ц – С) * V, (12)
где Пр – прибыль от реализации;
Ц – цена данного вида продукции;
С – себестоимость данного вида продукции;
V – объем реализации данного вида продукции.
Балансовая прибыль подлежит налогообложению. После уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей в бюджет на предприятии остается чистая прибыль, которую предприятие использует на развитие производства, материальное поощрение работников, социальную сферу, выплату дивидендов в акционерных обществах.
Рентабельность
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами и используемыми ресурсами. Этот показатель называется рентабельностью.
Рентабельность продукции представляет собой отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию и рассчитывается по формуле (13):
Rпрод. = Пр /С * 100 %, (13)
где Пр – прибыль от реализации продукции, р;
С – себестоимость продукции, р.
Рентабельность производства представляет отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Определяется по формуле (14):
R произв. = П бал. / (Фосн. + Ф обор.) * 100 %, (14)
где Пбал. – балансовая прибыль, р.;
Фосн. – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, р.;
Фобор – стоимость оборотных фондов, р.
Тема: Планирование
Изучаемые вопросы:
1. Сущность и принципы планирования
2. Виды планирования
3. Бизнес-план
1. Сущность и принципы планирования
Планирование представляет собой определение оптимальных путей производства и реализации продукции. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания.
Планирование позволяет:
- предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;
- более рационально использовать все ресурсы предприятия;
- избежать риска банкротства;
- своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с требованиями рынка;
- повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
Основные принципы планирования:
1) гибкость – требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;
2) непрерывность – предполагает скользящий характер планирования;
3) участие – предполагает важность вовлечения в планирование всех возможных участников процесса функционирования предприятия;
4) комплексность – взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
5) многовариантность – разработка различных сценариев будущего развития предприятия;
Этапами планирования являются: анализ стратегических проблем; прогноз будущих условий деятельности и определение задач; определение путей и средств достижения поставленных задач; выбор оптимальных вариантов развития; контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
2. Виды планирования
На практике применяются следующие виды планирования:
Стратегическое – видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике, а также основных путей и средств достижения этого состояния. Стратегическим планированием занимается высшее руководство предприятия. Плановый период составляет 10 – 15 лет. Обычно за этот период происходит смена основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике.
Долгосрочное планирование. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3 – 5 лет.
Краткосрочное (1 – 3 года). Показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего – каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали изменения в экономике, технике и т. д.
Текущее (1 год) – составляются скользящие планы с разбивкой по кварталам. В планах увязываются задачи различных служб предприятия, движение товарно-материальных ценностей, издержки производства.
Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т. п.
Оперативное планирование производства заключается в разработке важнейших объемных и календарных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Всякий процесс оперативного планирования предусматривает выполнение экономистами-менеджерами таких этапов деятельности, как выбор стратегии развития предприятия, обоснование формы организации производства, определение логистической схемы движения материальных потоков, разработка основных календарно-плановых нормативов, оперативное планирование работы производственных подразделений, организационная подготовка производства, непосредственная организация оперативной работы, текущий контроль и регулирование хода производства.
Главная задача оперативно-производственного планирования состоит в обеспечении на предприятии слаженного и ритмичного хода всех производственных процессов, в организации слаженной работы всех подразделений предприятия (объединения) для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленных объёмах и номенклатуре при полном и рациональном использовании имеющихся экономических и производственных ресурсов с целью наибольшего удовлетворения основных потребностей рынка, и максимизации получаемой прибыли.
3. Бизнес-план
Одной из основных форм внутрифирменного планирования является бизнес - план. Это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
1) Резюме – краткое содержание бизнес-плана.
2) Описание продукта (услуги), который собираются производить.
3) Изучение рынка сбыта.
4) Анализ конкурентов.
5) План маркетинга – включает схему распространения товара, ценообразование, рекламу, методы стимулирования потребителей.
6) План производства – содержит описание всего производственного процесса, производственных мощностей, сырья и материалов, контроль за качеством выпускаемой продукции.
7) Организационный план – решаются вопросы, с кем Вы собираетесь организовать свое дело и как наладить бесперебойное и успешное его функционирование.
8) Финансовый план – обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.
9) Юридический план – содержит все юридические аспекты дела.
10) План финансирования инвестиций.