Структура себестоимости – это ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости.
На структуру влияют следующие факторы:
- специфика предприятия (различают трудоемкие, материалоемкие, фондоемкие, энергоемкие);
- научно-технический прогресс – под его влиянием уменьшается доля живого труда;
- уровень концентрации, специализации, кооперирования;
- инфляция и ставка банковского процента;
- географическое местонахождение предприятия и др.
Изучение структуры затрат позволяет выявить изменения в производстве и в условиях работы предприятий, найти более правильные пути дальнейшего снижения себестоимости и обосновать их в плане.
Планирование себестоимости
Существуют следующие методы калькулирования:
Позаказный – применяется в производстве с механической сборкой деталей, узлов и изделий. Объектом калькуляции является отдельный производственный заказ.
Попередельный – применяется в отраслях промышленности, в которых сырье проходит несколько отдельных самостоятельных фаз обработки - переделов.
|
|
План по себестоимости включает следующие разделы:
- смета затрат по экономическим элементам;
- себестоимость всей товарной и реализованной продукции;
- плановые калькуляции отдельных видов продукции;
- расчет снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.
Пути снижения себестоимости
Снижение себестоимости на предприятии в целом необходимо для получения максимума прибыли, улучшения финансового состояния предприятия и повышения его конкурентоспособности.
Для снижения издержек на предприятии должна быть разработана общая программа, в которой отражаются следующие мероприятия:
1. Рациональное использование материальных ресурсов.
2. Улучшение использования основных фондов.
3. Улучшение использования рабочей силы.
4. Определение и поддержание оптимального размера предприятия, чтобы минимизировать затраты в зависимости от объема производства.
5. Совершенствование организации производства и труда (концентрация, специализация, научная организация труда, структура управления).
Тема: Ценообразование в рыночной экономике
Изучаемые вопросы:
1. Сущность и виды цен
2. Ценовая политика на предприятии
Сущность и виды цен
В условиях рыночной экономики резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Цена как экономическая категория выполняет ряд функций:
- учетная функция;
- распределительная;
- функция сбалансирования спроса и предложения;
- стимулирующая.
Цены классифицируются по следующим основным признакам:
|
|
1) По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
- оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
- закупочные на с/х продукцию;
- розничные, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, организациям;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- тарифы на платные услуги населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;
- трансфертные цены, по которым внутренние подразделения или филиалы фирмы обмениваются между собой факторами производства и продукцией и т. д.
Основу цены продукции составляет ее себестоимость.
2) В зависимости от сферы регулирования различают:
- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
- договорно-контрактные, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;
- монопольные;
- регулируемые – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации.
3) В зависимости от территории действия: единые или поясные; региональные (зональные).
Единые регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:
- газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);
- продукция ядерно-топливного цикла;
- продукция оборонного производства;
- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
- драгоценные металлы и сплавы;
- перевозки грузов, багажа, пассажиров, почты, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.
В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:
- газ природный, реализуемый населению;
- оплата населением жилья и коммунальных услуг;
- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.
4) По времени действия: твердые (постоянные); текущие; сезонные.
На уровень цен влияют следующие факторы:
- спрос на продукцию;
- государственное регулирование цен;
- издержки по производству и реализации продукции;
- конкуренция;
- другие факторы.