Структура себестоимости

Структура себестоимости – это ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости.

На структуру влияют следующие факторы:

- специфика предприятия (различают трудоемкие, материалоемкие, фондоемкие, энергоемкие);

- научно-технический прогресс – под его влиянием уменьшается доля живого труда;

- уровень концентрации, специализации, кооперирования;

- инфляция и ставка банковского процента;

- географическое местонахождение предприятия и др.

Изучение структуры затрат позволяет выявить изменения в производстве и в условиях работы предприятий, найти более правильные пути дальнейшего снижения себестоимости и обосновать их в плане.

 

Планирование себестоимости

Существуют следующие методы калькулирования:

Позаказный – применяется в производстве с механической сборкой деталей, узлов и изделий. Объектом калькуляции является отдельный производственный заказ.

Попередельный – применяется в отраслях промышленности, в которых сырье проходит несколько отдельных самостоятельных фаз обработки - переделов.

План по себестоимости включает следующие разделы:

- смета затрат по экономическим элементам;

- себестоимость всей товарной и реализованной продукции;

- плановые калькуляции отдельных видов продукции;

- расчет снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.

Пути снижения себестоимости

Снижение себестоимости на предприятии в целом необходимо для получения максимума прибыли, улучшения финансового состояния предприятия и повышения его конкурентоспособности.

Для снижения издержек на предприятии должна быть разработана общая программа, в которой отражаются следующие мероприятия:

1. Рациональное использование материальных ресурсов.

2. Улучшение использования основных фондов.

3. Улучшение использования рабочей силы.

4. Определение и поддержание оптимального размера предприятия, чтобы минимизировать затраты в зависимости от объема производства.

5. Совершенствование организации производства и труда (концентрация, специализация, научная организация труда, структура управления).

 

Тема: Ценообразование в рыночной экономике

Изучаемые вопросы:

1. Сущность и виды цен

2. Ценовая политика на предприятии

 

Сущность и виды цен

В условиях рыночной экономики резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Цена как экономическая категория выполняет ряд функций:

- учетная функция;

- распределительная;

- функция сбалансирования спроса и предложения;

- стимулирующая.

Цены классифицируются по следующим основным признакам:

1) По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

- оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

- закупочные на с/х продукцию;

- розничные, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, организациям;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- тарифы на платные услуги населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

- трансфертные цены, по которым внутренние подразделения или филиалы фирмы обмениваются между собой факторами производства и продукцией и т. д.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость.

2) В зависимости от сферы регулирования различают:

- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;

- договорно-контрактные, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;

- монопольные;

- регулируемые – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации.

3) В зависимости от территории действия: единые или поясные; региональные (зональные).

Единые регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);

- продукция ядерно-топливного цикла;

- продукция оборонного производства;

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;

- драгоценные металлы и сплавы;

- перевозки грузов, багажа, пассажиров, почты, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.

В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный, реализуемый населению;

- оплата населением жилья и коммунальных услуг;

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.

4) По времени действия: твердые (постоянные); текущие; сезонные.

На уровень цен влияют следующие факторы:

- спрос на продукцию;

- государственное регулирование цен;

- издержки по производству и реализации продукции;

- конкуренция;

- другие факторы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: